Две британки родят в этом году детей «от трех родителей»

Как стало известно журналу New Scientist, как минимум две женщины уже воспользовались технологией митохондриального донорства, окончательно «легализованной» в Великобритании в конце прошлого года.

В конце прошлого года Управление по оплодотворению и эмбриологии человека Великобритании (HFEA) позволило клиникам применять технологию митохондриального донорства, получив предварительное одобрение Управления в каждом отдельном случае. Как стало известно вчера журналу New Scientist, после этого репродуктивной клинике Ньюкасла (Newcastle Fertility Centre at Life) уже удалось получить разрешение HFEA на использование технологии как минимум дважды. Это значит, что в 2018 году в Британии родятся первые дети «от трех родителей».

Ученые получали разрешение HFEA для двух женщин с синдромом MERRF. Это редкое заболевание, связанное с мутациями в митохондриальных генах. У пациентов с таким диагнозом развивается сразу несколько тяжелых симптомов: митохондриальная миопатия, миоклония, эпилепсия, деменция, нарушения координации движения и нарушения слуха. Неудивительно, что подобный набор отклонений приводит к очень высокой смертности людей с синдромом MERRF. А так как митохондриальная ДНК передается только по материнской линии, для женщин наличие такого синдрома означает полную невозможность родить ребенка, не передав ему это заболевание.

Для предотвращения подобного и была придумана технология искусственного оплодотворения, известная под неофициальным названием «три родителя». Это митохондриальная заместительная терапия (mitochondrial replacement therapy, MRT), или митохондриальная донорская терапия. Суть ее заключается в том, что вместо одной яйцеклетки, как при обычном искусственном оплодотворении, берутся две: одна материнская, с синдромом MERRF, вторая донорская, здоровая. Из донорской яйцеклетки удаляется ядро и ядерная ДНК, а митохондрии остаются. В донорскую яйцеклетку подсаживают клеточное ядро, взятое из клетки матери. В результате у родившегося ребенка будет генетический материал от трех человек: митохондриальная ДНК от донора и ядерная ДНК матери и отца. Отсюда и неофициальное название митохондриальной донорской терапии — «три родителя».

Надо отметить, что вокруг этой новой и довольно революционной технологии среди ученых продолжаются споры. И пока нет единого мнения относительно ее безопасности и эффективности. Обнаружилось, что «чисто» пересадить ядерную ДНК матери в яйцеклетку донора не так-то просто и часть «плохих» материнских митохондрий при этой процедуре может остаться в яйцеклетке. Даже после всех усовершенствований технологии добиться попадания в донорскую клетку менее 2% материнских митохондрий пока не удается. А это, по словам скептически настроенных ученых, чревато самыми непредсказуемыми последствиями для здоровья ребенка. Были проведены эксперименты на клеточных культурах и на лабораторных животных, которые показали, что между митохондриями двух видов в клетке возникает конкуренция и мутантные митохондрии могут вытеснить здоровые. Но, как можно предположить, отчаявшихся иметь здоровых детей женщин несовершенство технологии вряд ли остановит.

В 2015 году парламент Великобритании принял закон, разрешающий использовать митохондриальную донорскую терапию в искусственном оплодотворении в случае, если женщина страдает митохондриальными заболеваниями. Великобритания является сегодня единственной страной, где законодательно разрешена митохондриальная терапия. Исследование, проведенное учеными из Университета Ньюкасла, показало, что в Великобритании 2473 женщины в возрасте от 15 до 44 лет и 12 423 женщины в США имеют тяжелые митохондриальные патологии и нуждаются в процедуре митохондриальной терапии для зачатия ребенка.

Тем не менее британские женщины будут не первыми, кому предстоит вынашивать эмбрион «трех родителей». В 2016 году в Мексике родился первый ребенок, зачатый с применением митохондриальной донорской терапии, которую провели американские врачи из нью-йоркского репродуктивного центра New Hope Fertility Center. Правда, отследить динамику развития этого ребенка будет сложно, так как, по словам медиков, родители отказались от проведения мониторинга его здоровья. Кроме того, законодательство Мексики вообще никак не регулирует манипуляции с генетическим материалом человека на подобном уровне, так что можно сказать, что первыми «легальными» детьми «от трех родителей» станут все-таки подведомственные клинике Ньюкасла.

Фрагмент из трейлера фильма «Кожа, в которой я живу» (2011) реж. Педро АльмодоварИсточник: Streaming Clips / Youtube

Свиную кожу впервые трансплантируют человеку

Но на время — чтобы закрыть поврежденные участки тела ожоговых пациентов

Спустя семь лет после выхода фильма «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара, герой которого изменяет внешность человека с помощью свиной кожи, ученые опробуют подобную операцию в реальной жизни. Правда, для этого потребуются специально выведенные свиньи. И кожу потом заберут обратно.

Существует множество способов вырастить искусственную кожу — с использованием синтетического межклеточного вещества и без, из собственных или чужих клеток, с разным количеством слоев в зависимости от глубины поражения. Но все они обладают одним недостатком — на создание новой кожи нужно время, которого обычно нет у пациентов с тяжелыми ожогами. При большой площади поражения нужно чем-то закрыть поврежденные участки, чтобы избежать кровопотери и воспаления. В качестве временного аналога ученые предложили кожу свиней, которую можно хранить в виде замороженных пластов в ожоговых центрах и размораживать при необходимости.

Компания XenoTherapeutics, которой разрешили провести клинические испытания свиной кожи, использует свиней, которых 40 лет выводили специально для того, чтобы они были донорами кожи для человека. У этих животных на поверхности клеток отсутствуют молекулы галактозы — углевода, которого лишены клетки человека и на который агрессивно реагирует наша иммунная система. Поэтому такие трансплантаты не отторгаются в первое время после пересадки.

Это далеко не предел «очеловечивания» свиней: их клетки можно сделать еще более похожими на человеческие, добавляя и убирая и другие белки. Над этим параллельно работает несколько команд ученых, и одна из них на прошлой неделе рассказала о бабуине, который прожил полгода с сердцем свиньи. По сравнению с ними в XenoTherapeutic используют самую примитивную технологию, но и продвинулись в забеге они пока дальше прочих.

В любом случае кожный трансплантат рано или поздно отторгается, поэтому свиная кожа послужит лишь временным прикрытием для раны. Но это позволит медикам выиграть время, чтобы стабилизировать состояние пациента, запустить деление его собственных клеток или вырастить искусственную человеческую кожу. [ ... ]

Красное вино предотвращает кариес и пародонтит

Однако до сих пор оставалось неясным, как конкретно этот напиток препятствует заболеваниям ротовой полости.

Исследователи из Испании с помощью серии экспериментов выяснили, как именно красное вино позволяет предотвратить кариес, пародонтит и иные проблемы с зубами и деснами. Оказалось, что содержащиеся в напитке вещества препятствуют прикреплению ряда бактерий, провоцирующих данные заболевания, к клеткам соединительной ткани. В будущем ученые планируют использовать компоненты красного вина для улучшения зубных паст и иных средств ухода за ротовой полостью. Соответствующая статья опубликована в Journal of Agricultural and Food Chemistry.

Ротовая полость человека содержит несколько сотен видов бактерий, существующих в состоянии сложного экологического баланса. Пока не вполне ясно, что именно в современном образе жизни вызывает систематические нарушения этого баланса, однако они приводят к заболеваниям зубов и десен. Находки черепов каменного века показывают, что проблемы с зубами до конца палеолита были сравнительно редки, в то время как сегодня им подвержена большая часть человечества.

Авторы новой работы попробовали подойти к проблеме с другой стороны — не изучать, что вызывает нарушение баланса между разными видами бактерий, а выяснить, можно ли этот баланс восстановить. Для этого они взяли выращенную в лаборатории культуру клеток соединительной ткани десен, обработали их отдельными компонентами красного вина. Затем экстрактом самого красного вина. И наконец, добавили к тому же экстракту пробиотические бактерии Streptococcus dentisani.

После этого они нанесли на соответствующие культуры клеток бактерии видов Fusobacterium nucleatum, Porphyromonas gingivalis и Streptococcus mutans. Чрезмерное размножение этих видов бактерий на зубах и деснах — главная причина пародонтита, гингивита и кариеса. Далее с помощью микроскопов ученые выяснили, что конкретно происходит с бактериями, вызывающими эти заболевания. [ ... ]