Древняя зубастая птица обитала на территории современной России

Коллектив российских палеонтологов сообщил об обнаружении на территории Саратовской области фрагментов костей ихтиорниса.

Ихтиорнисы — доисторические птицы, относящиеся к группе Ornithuromorpha, в которую входят также современные птицы. По внешнему облику и пропорциям тела они, вероятнее всего, напоминали чаек с одним заметным отличием — у древних птиц были зубы. Ранее ихтиорнисов в заметном количестве находили на территории США, Канады и Мексики, но никогда — в Старом Свете. Ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова описали первую подобную находку.

Проба была собрана еще в 1997 году из фосфоритового горизонта в береговом обрыве реки Волги около с. Нижняя Банновка. Повторная сортировка пробы, проведенная в 2015 году, позволила обнаружить любопытный фрагмент кости. Он был передан в Зоологический институт РАН, где было установлено, что кость принадлежала птице. Далее удалось выяснить, что фрагмент длиной около полутора сантиметров — часть большой берцовой кости. По фрагменту ученым удалось установить, что принадлежал он птице, очень похожей на ихтиорниса.

Находка происходит из отложений сеноманского века мелового периода, около 100—94 млн лет назад. Этим же периодом датируются самые древние находки останков зубастых птиц на территории Северной Америки. Видимо, вскоре после своего происхождения ихтиорнисы имели самое широкое распространение в Северном полушарии.

Статья ученых опубликована в журнале Cretaceous Research.

Не так давно палеонтологи Санкт-Петербургского университета описали и классифицировали яйцо динозавра, жившего в Западной Сибири около 120 миллионов лет назад.