Древний африканский ритуал помог восстановить историю магнитного поля Земли

Ученые смогли доказать резкое ослабление магнитного поля Земли в районе Южной Африки около 600 лет назад, исследуя остаточную намагниченность глиняных полов сожженных в ритуальных целях хижин. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Communications.

Ученые основывались на знании древних ритуалов африканских племен, а именно ритуального очищения деревень путем сжигания хижин и закромов для зерна. При этом глиняные полы строений нагревались до температур более 1000 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы песчинки ферромагнитных пород, например магнетита, содержащиеся в глине, приобрели остаточную намагниченность, соответствующую по величине и направлению магнитному полю Земли в то время.

Ученые собрали данные на местах пяти древних поселений в Южной Африке, в области Южной Атлантической аномалии. Они обнаружили резкое ослабление магнитного поля на 30 % между 1225 и 1550 годами. Учитывая, что магнитное поле в этой области ослаблено и сейчас, ученые предполагают, что колебания силы магнитного поля характерны для этого района.

«Мы приводим первую археомагнетическую кривую из Южной Африки (около 1000—1600 годов нашей эры). Направления меняются относительно быстро около 1300 года, а интенсивность резко падает — быстрее и сильнее, чем сейчас», — пишут в своей статье Джон Тардуно (John Tarduno) из Рочестерского университета (США) и его коллеги.

Магнитное поле защищает нашу планету от солнечного ветра, отклоняя поток заряженных частиц, исходящих от Солнца. Считается, что оно возникает в результате движения расплавленного железа в земном ядре, которое приводит к возникновению электрических токов, а они, в свою очередь, — к появлению магнитного поля.

Известно, что магнитное поле Земли с 1840 года стало слабее на 16 % и наиболее сильно это сказывается в области так называемой Южной Атлантической аномалии у берегов Бразилии и Южной Африки. Эти данные заставили ученых предположить, что Землю ожидает инверсия магнитного поля, при котором его полюса меняются местами. Считается, что последний раз это происходило около 780 тысяч лет назад.

Они считают, что под исследуемой областью на глубине трех тысяч километров, на границе мантии и ядра, находится особенно горячий и плотный участок расплавленных пород около 6 тыс. километров в ширину. Исследователи полагают, что эта область влияет на движение потоков расплавленного железа в ядре. Тардуно и его коллеги предполагают, что с этим и может быть связано необычно слабое магнитное поле в области Южной Атлантической аномалии.

Поскольку такие глубокие слои мантии сдвигаются очень медленно, меньше сантиметра в год, эта область существует там уже очень давно, считают исследователи, и, возможно, именно с ослабления магнитного поля в ней начинается процесс смены магнитных полюсов Земли.

Установлена дата падения астероида, вызвавшего последнее оледенение на Земле

Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) определили более точную дату космического столкновения Земли с астероидом, которое вызвало похолодание.

Исследователи во главе с геологом Джейсом Кеннеттом опубликовали статью в журнале

Proceedings of the National Academy of Sciences

, в которой заявляют, что установили более точную дату последнего глобального оледенения, вызванного, как предполагают некоторые специалисты, столкновением Земли с астероидом около 12 тысяч лет назад. Следы падения метеорита были обнаружены на четырех материках,

сообщается [ ... ]

Ученые придумали материал с температурой плавления почти как у Солнца

Исследователи из Университета Брауна (США) предсказали формулу материала, который будет иметь рекордно высокую температуру плавления.

Результаты работы

опубликованы

в журнале

Physical Review B [ ... ]

Российские биологи выяснили, что сперматозоиды передают «ген порядка»

Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН с помощью новой технологии изучили пространственную организацию генома зрелых сперматозоидов мыши.

Исследование проводилось с помощью технологии Hi-C, которая определяет, как взаимодействуют друг с другом отдельные участки хроматина (ДНК, связанной со структурными белками). Выяснилось, что геном сперматозоида организован почти так же, как и у остальных клеток, говорится в

сообщении

пресс-службы института. Как полагают авторы, их результаты доказывают, что сперматозоиды передают не только собственно генетическую информацию, но и сведения о трехмерной укладке молекулы ДНК — своеобразный «ген порядка» (хотя речь, разумеется, не о настоящих генах).

Долгое время считалось, что нити ДНК в ядре перепутаны так же, как, например, провода от наушников в кармане. Однако в последние годы выяснилось, что это не так и ДНК упорядочена в сложные трехмерные структуры, которые на первый взгляд кажутся хаотическими. [ ... ]