Древний медведь любил сладкое и страдал от кариеса

В ходе раскопок на острове Эсмир в Канадской Арктике группа биологов из Канады и США обнаружила череп древнего медведя возрастом 3,5 млн лет. На зубах животного замечен кариес.

Череп медведя был обнаружен в месторождении ископаемых «Бобровый пруд» (Beaver Pond fossil site) на канадском острове Эсмир. Раскопки этого месторождения ведутся ведутся уже более 20 лет, из него были получены многочисленные останки конца третичного и начала ледникового периодов.

Анализ костей показал, что они принадлежат медведю вида Protarctos abstrusus. Этот вид изучен мало, так как ученые располагали лишь зубом, найденным в 1970 году в Айдахо.

Генетический анализ показал, что животное является близким родственником предка современных медведей. Животное напоминало современного черного медведя, но было несколько меньше по размеру и с более плоской головой. Прямых потоков среди современных медведей у Protarctos abstrusus нет.

Особое внимание ученых привлекли зубы медведя: они оказались заметно повреждены кариесом. Особенно сильные повреждения обнаружены на нижних коренных зубах. Они похожи на аналогичные повреждения зубов у современных медведей.

Фрагменты челюсти медведя с зубами. Фото: Xiaoming Wang et al

Ученые предположили, что, как и его современные родственники, древний медведь был сладкоежкой — в его рационе было много богатых сахаром плодов и ягод.

Вероятнее всего, медведь употреблял много сладких калорийных ягод в осенний период, чтобы запастись питательными веществами перед зимней спячкой. Это позволяло ему выживать в суровых лесах Канадской Арктики, где зимой солнце не показывается над горизонтом в течение шести месяцев.

«Это важная находка, — говорит один из авторов работы доктор Наталья Рубчински. — До этого большинство останков древних медведей были обнаружены в областях с более мягким климатом. Теперь мы поняли, что способность современных бурых медведей и гризли жить в холодных северных лесах не появилась у них внезапно, а была присуща этому семейству на протяжении миллионов лет».

Статья о находке опубликована в журнале Scientific reports.

Ранее, в сентябре 2017 года, якутские ученые обнаружили хорошо сохранившуюся тушку пещерного львенка у притока реки Тирехтях.