Древние красные карлики оказались последними «свидетелями» красных гейзеров

Они единственные, кто «выживает» после выброса потока газа из ядра.

Международная группа исследователей, в составе которой был Дмитрий Бизяев из МГУ им. М.В. Ломоносова, на основании данных Слоановского цифрового небесного обзора (его части, известной как SDSS-IV MaNGA) связали особенности нового класса галактик — красных гейзеров — с наличием у них активного ядра. Последний фактор обусловлен присутствием в центрах таких галактик сверхмассивных черных дыр. Соответствующая статья направлена на публикацию в Astrophysical Journal, а с ее препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

В рамках очередной части работы над Слоановским обзором за последние месяцы астрофизики обнаружили группу необычных «спокойных» галактик без активного звездообразования и с доминирующим «пожилым» звездным населением из древних красных светил. Как оказалось, примерно 5-10 процентов всех «спокойных» систем могут принадлежать именно к красным гейзерам. Такое название они получили из-за истечения из их центров потоков газа, выталкиваемых активностью центральной сверхмассивной черной дыры.

Авторы новой работы попытались выяснить, может ли необычное — старое и красное — звездное население этих галактик быть связано с активностью в их центрах. Для этого они сравнили интенсивность излучения в радиодиапазоне для ядер 78 красных гейзеров и обычных галактик тех же размеров, возраста и массы, но без заметной активности в ядре. В результате им удалось с вероятностью пять сигм подтвердить, что все красные гейзеры испускают заметно больше радиоизлучения, чем обычные галактики из контрольной группы. Чтобы окончательно убедиться в этом, они исключили из рассмотрения периферийные зоны гейзеров, где источником радиоволн могли быть обычные звезды. Даже после этой процедуры красные гейзеры систематически показывали большую интенсивность излучения в радиодиапазоне.

Исследователи однозначно связывают это явление с активностью в ядрах таких галактик. По их мнению, активные ядра в красных гейзерах не создают масштабных выбросов вещества в виде джетов, струй плазмы, как в квазарах. Однако, несмотря на меньшую энергию процессов, общий механизм в целом сходен: сверхмассивные черные дыры поглощают газ и пыль, при этом вещество попадает в них через быстро вращающийся аккреционный диск, а тот от трения частиц газа и пыли друг о друга разогревается. В итоге диск интенсивно излучает, и его излучение выталкивает газ из центров «красных гейзеров». За счет малого количества остающегося газа образование новых звезд в этих галактиках само собой тормозится.

Более того, продолжают свою мысль ученые, весьма вероятно, что большинство галактик, где доминируют старые красные звезды, некогда прошли в своей истории через фазу красного гейзера. Фаза выноса газа из центра галактик не может продолжаться долго — доступное вещество там быстро кончается. После этого галактика перестает быть гейзером, но остается населенной древними красными карликами. В таком виде она может пребывать довольно долго, благо маломассивные красные карлики могут существовать по триллиону и более лет.