Древние мигранты с Ближнего Востока заселили Европу своими собаками

Это показала митохондриальная ДНК одомашненных потомков волков.

Сотрудники Зоологического института РАН и различных исследовательских учреждений Великобритании, Швеции, Франции, Румынии и других стран определили, каких собак разводили неолитические выходцы с Ближнего Востока, попав в Европу. Оказалось, что при миграции они брали собак с собой, так что после колонизации этого континента земледельцами из Плодородного полумесяца и близлежащих территорий генофонд европейских собак заметно поменялся. Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Biology Letters.

Авторы статьи исследовали ДНК из митохондрий 99 образцов останков собак из 37 точек раскопок со всей Евразии (хотя большая их часть была обнаружена в Европе). Возраст находок, чей митохондриальный геном секвенировали, составлял от 3 (Бронзовый век в Европе) до 15 тысяч лет (поздний палеолит). Неолитическое расселение жителей Ближнего Востока происходило 10−9 тысяч лет назад. Ученые определяли митохондриальные гаплогруппы животных — группы особей, в пределах каждой из которых набор генов в митохондриях имеет практически одинаковый состав.

Выяснилось, что до неолита европейские собаки в основном принадлежали к гаплогруппе С. В это же время ближневосточные животные чаще всего имели митохондриальную ДНК гаплогруппы D. В находках собак в Европе возрастом менее 10 тысяч лет также обнаруживаются особи, принадлежащие к гаплогруппе D, притом среди останков одного и того же возраста собак митохондриальной гаплогруппы D больше в Южной Европе, чем в Центральной, и тем более в Западной и Северной.

Такие результаты хорошо согласуются с гипотезой, что выходцы с Ближнего Востока при расселении по Европе брали собак с собой. Логично, что сначала эти люди и их питомцы прошли через юго-восток Европейского континента, а его западной и северной оконечностей достигли существенно позже. Вероятность того, что собаки митохондриальной гаплогруппы D попали в Европу без участия человека, мала: слишком быстро росла доля таких животных в неолите и после него. Чтобы достичь такой же доли животных гаплогруппы D только за счет дрейфа генов, потребовалось бы смена около 700 поколений собак, то есть примерно 2800 лет.

Поскольку собак одомашнили одними из первых, они жили с «коренными» европейцами еще в палеолите. Кроме того, их дикие предки, волки, обитали по всей Евразии как минимум последние несколько сотен тысяч лет. Поэтому по одному только внешнему виду челюсти (или другой кости) доисторической собаки из Европы невозможно достоверно определить ее происхождение. В этом смысле козы и овцы гораздо удобнее: их дикие предки в Европе во время расселения по ней земледельцев с Ближнего Востока не обитали и аборигенные европейские народы до неолита не успели их приручить. Так что про мелкий рогатый скот уже давно было точно известно, что всех относящихся к нему особей в Европу пригнали «фермеры» с Ближнего Востока. Новое исследование показывает, что и большинство собак на континенте появилось благодаря деятельности азиатских мигрантов.