Древнейший идол России оказался старше Черного моря

Деревянная фигура застала мезолит — средний каменный век — и оказалась старейшей из больших сохранившихся скульптур человечества.

Международная группа исследователей при участии российских ученых провела радиоуглеродную датировку Большого Шигирского идола, хранящегося в Свердловском краеведческом музее Екатеринбурга и изначально имевшего высоту более пяти метров. Датировка показала, что он был создал 11 600 лет назад — раньше, чем любая другая скульптура крупных размеров, известная людям. Идол был изготовлен за тысячи лет до того, как пресноводное озеро на месте Черного моря соединилось с бассейном Атлантического океана и стало соленым. Предшествующие датировки идола недооценивали его древность. Ранее научных работников, изучавших возраст артефакта, замминистра культуры России пытался привлечь к ответственности в суде по статье 243 УК РФ. Соответствующая же научная статья опубликована в Antiquity.

Большой Шигирский идол был найден на уральских торфяниках в XIX веке. Владелец земли, граф Алексей Александрович Стенбок-Фермора, передал идола Уральскому обществу любителей естествознания (ныне — Свердловский краеведческий музей), и на тот момент высота резной скульптуры составляла 5,3 метра. Однако в последовавших за революцией беспорядках нижняя его часть оказалась утрачена при неизвестных обстоятельствах, и сейчас он имеет лишь 3,4 метра в высоту. Идол кроме головы с четко различимыми чертами лица имеет еще семь «личин» — областей на теле, где изображено то или иное животное или объект.

Вопрос о его датировке всегда стоял довольно остро. Он не похож на другие известные идолы и не соотнесен ни с одной известной археологической культурой. Поэтому его датировали то железным, то бронзовым веком, то неолитом. Сомнения в его возрасте привели к нескольким радиоуглеродным датировкам, которые показали необычайно древние даты — до 9000 лет назад.

В новой работе использовались наиболее современные средства радиоуглеродного датирования. С их помощью археологи получили возраст в 11 600 лет — глубокий мезолит (средний каменный век). Таким образом, Большой Шигирский идол оказался древнейшей крупной скульптурой, известной человечеству. Старше его только маленькие носимые фигурки эпохи палеолита размером в несколько сантиметров. Возраст идола указывает на развитые религиозные представления еще до перехода человечества к земледелию и скотоводству.

Фото: Владислав Фальшивомонетчик / Wikimedia Commons

Идол настолько стар, что был сделан почти за четыре тысячи лет до возникновения Черного моря. Согласно ряду обоснованных множеством геологических и археологических находок теорий, до событий, произошедших в промежутке между 7500—8000 лет назад, Черное море было пресноводным озером. А затем перешеек, отделявший его от Средиземного моря, был преодолен титаническим объемом соленой воды, которая затопила прибрежную территорию и превратила озеро в море. В течение почти года количество изливавшейся в виде колоссального водопада морской воды в 200 раз превышало суточный объем Ниагары. В мифологии древних греков это событие было отображено как «Дарданов потоп», также исследователи связывают его и с описание ветхозаветного Всемирного потопа, по географическим признакам также произошедшего в районе современного Черного моря.

В 2014 году замминистра культуры России Григорий Пирумов написал в полицию Свердловской области заявление, в котором он обвинил исследователей (не авторов новой работы, а одну из первых групп, занимавшихся радиоуглеродной датировкой) в том, что они при анализе повредили идола, изготовленного из сибирской лиственницы. Лишь в 2016 году дело было закрыто в связи с тем, что эксперты не нашли на идоле следов соответствующих повреждений.

Архангельские инженеры научили смартфоны видеть сквозь стены котельных

Это поможет будущим инженерам лучше понять, как устроены эти сооружения.

Студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) разработали приложение, позволяющее увидеть конструкции отопительного котла и здания, скрытые за элементами отделки. Изначально оно будет использоваться внутри университета в образовательных целях, но впоследствии его планируют добавить в каталоги приложений наиболее популярных операционных систем для смартфонов. Об этом сообщает сайт университета.

Процесс разработки приложения состоял из двух частей. Вначале студенты-инженеры изучили здание учебно-научного центра энергетических инноваций Технопарка САФУ и выявили, какие перекрытия у него несущие, а также другую информацию о его внутренней конструкции. Полученные данные легли в основу трехмерной модели постройки. Ее сделали информатики САФУ в программе AutoCAD. Учесть технические особенности реальной конструкции им помогали инженеры.

Все наработки собрали воедино. Получился ролик, в котором рассказывается о каждой составляющей одной из частей здания — котельной. Можно подойти к находящейся в ней отопительной установке, навести на нее смартфон, и приложение само расскажет, из чего состоит ее котел и что в нем происходит. То же можно проделать и с полом котельной: разработчики «вскрыли» его и разложили на составляющие. Фактически программа представляет собой пример использования дополненной реальности.

В первую очередь приложение рассчитано на студентов инженерных и энергетических специальностей самого САФУ. Его цель — повысить эффективность и наглядность обучения за счет демонстрации структур и процессов, скрытых за отделкой различных частей здания. Об этом говорит ассистент кафедры инженерной геологии, оснований и фундаментов Виктор Вешняков: «Сейчас во время занятий преподаватели показывают студентам презентации с фотографиями, объясняют, какие конструкции нас окружают непосредственно в аудитории, но, к сожалению, эти конструкции скрыты отделочными слоями, не видны узлы их сопряжения, а тем более армирование железобетонных элементов. В ближайшем будущем же студенты смогут увидеть это наглядно на экране планшета и смартфона прямо по месту». [ ... ]

Российские биологи показали печальную судьбу стволовых клеток мозга

Нейральные стволовые клетки делятся так, что их число не только не растет, а, наоборот, постепенно сокращается.

Ученые из МФТИ, совместно с коллегами из Университета Стоуни-Брук (США) и Лаборатории в Колд-Спринг-Харбор (США) выяснили, как делятся в гиппокампе взрослых мышей стволовые клетки, дающие начало нейронам. В отличие от стволовых клеток многих других типов, они не способны поддерживать свою постоянную численность, поэтому с возрастом их у грызунов становится все меньше и меньше, а следовательно, ослабевает и способность гиппокампа производить новые нейроны. Учитывая, что образование нервных клеток в гиппокампе половозрелых грызунов идет намного интенсивнее, чем у половозрелых приматов, вероятность, что человеческий мозг способен хоть сколько-нибудь заметно обновляться, весьма мала. Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Scientific Reports.

Уже достаточно давно установлено, что даже у взрослых млекопитающих в головном мозге есть области, где образуются новые нейроны (это явление называется взрослым нейрогенезом). Они возникают при делении предшественников нервных клеток, возникающих из так называемых нейральных стволовых клеток. У мышей и крыс нейральные стволовые клетки находятся главным образом в гиппокампе и обонятельной луковице — структурах конечного мозга. Нейроны, образовавшиеся там, могут остаться на месте «рождения», а могут мигрировать в другие области мозга и встроиться в уже существующие там сети передачи сигналов.

На основе этих данных появилось предположение, что образование новых нервных клеток в головном мозге можно сделать более интенсивным и таким образом восстановить потерю умственных способностей, вызванную старением или болезнями. Дело в том, что обычно стволовые клетки делятся таким образом, что, несмотря на постоянное перерождение в «конечные», дифференцированные клетки организма, они также вполне успевают эффективно поддерживать свою постоянную численность.

Так происходит потому, что стволовые клетки способны к двум типам деления — симметричному, в результате которого получаются две одинаковые стволовые клетки, и асимметричному, когда одна дочерняя клетка сохраняет свойства стволовой, а другая приобретает свойства предшественника одного из типов дифференцированных клеток (например, эритроцитов). У большинства типов стволовых клеток симметричное деление наблюдается гораздо чаще асимметричного, что дает возможность не только поддержать свою численность, но даже увеличить ее. [ ... ]

С особо охраняемой территории в Архангельской области исчезли хорьки и росомахи

Следов этих хищных зверей не нашли во время зимних учетов численности различных видов животных в Кенозерском национальном парке.

Сотрудники Кенозерского национального парка (Архангельская область) подвели итоги зимних маршрутных учетов численности животных, обитающих на его территории. Несмотря на аномально позднее наступление весны и лета в прошлом году, численность большинства видов зверей и птиц осталась на уровне нормы. Судя по следам, количество волков, рысей и их добычи даже увеличилось, а вот численность куньих, а именно хорьков и росомах, к сожалению, снизилась. Об этом сообщается на сайте национального парка.

Подсчет примерного числа животных различных видов проводился в Кенозерском национальном парке в январе и феврале. За это время его сотрудники прошли 36 учетных маршрутов общей протяженностью 334 километра. Они искали следы жизнедеятельности птиц и млекопитающих, наличие которых было ранее зафиксировано в Кенозерье. По характеру и количеству этих следов специалисты оценивали встречаемость различных видов.

Проанализировав данные, полученные в результате зимних маршрутных учетов, сотрудники национального парка пришли к нескольким интересным выводам. Главнейший из них заключается в том, что общее количество животных зимой 2018-го заметно не снизилось, несмотря на то что в предшествующем 2017 году и весна, и лето задержались примерно на месяц. А значит, был велик риск, что животным не хватит пищи до наступления тепла.

Численность некоторых видов: лис, волков, зайцев, куниц, рысей — даже выросла. Количество волков и лис по сравнению с прошлогодними зимними маршрутными учетами выросло вдвое. Поднялось оно и по отношению к средним значениям за период с 1993 года. Но вот следы росомах стали встречаться реже, а следов хорьков зимой 2018-го вообще не удалось обнаружить. По сравнению с прошлым годом белок стало больше, но до такой численности, которой они достигли в 2015 году, еще далеко. Падение количества белок с 2015-го объясняют низкой урожайностью шишек. [ ... ]