Останки древнего плацентарного млекопитающего обнаружены в Монголии

Российские ученые обнаружили фрагменты челюсти древнего плацентарного млекопитающего в районе Ховур в Монголии. Судя по строению зубов, зверек был небольшим хищником и мог охотиться на мелких ящериц и других млекопитающих.

Плацентарные — наиболее распространенная и высокоразвитая когорта млекопитающих, получивших название благодаря плаценте, через которую эмбрион получает от матери питательные вещества. Детеныши таких млекопитающих рождаются достаточно развитыми по сравнению с представителями другой когорты — сумчатыми. В настоящее время на Земле обитает около четырех тысяч видов плацентарных млекопитающих, к которым относится и Homo Sapiens.

Многочисленные исследования показывают, что быстрая эволюция плацентарных началась после вымирания динозавров около 66 млн лет назад. Однако появились они существенно раньше — еще в ранний меловой период, около 140 млн лет назад — и долгое время сосуществовали с динозаврами. Ученым известно не так много об этом начальном этапе развития плацентарных, поэтому любые данные на эту тему представляют особую ценность.

Один из уникальных источников сведений о раннемеловых плацентарных Азии — район Ховур в Монголии. Здесь были найдены фрагменты скелетов различных млекопитающих, в том числе относящихся к древнейшим плацентарным. Например, в период с 1969 по 1971 год было обнаружено большое количество останков прокенналестов — маленьких зверьков размером с современную мышь, питавшихся в основном насекомыми.

Фрагмент нижней челюсти ховурлеста. Фото: А. Лопатин, А. Аверьянов

В 2012 году раскопки в этом районе возобновились. В прошлом году Алексей Лопатин из Палеонтологического института РАН и Александр Аверьянов из Зоологического института РАН обнаружили в Ховуре фрагменты челюсти нового, неизвестного ранее плацентарного млекопитающего. Зверек тоже был довольно небольшим — не намного крупнее самых крупных прокенналестов.

Тем не менее более внимательный анализ зубов выявил, что его рацион, вероятно, включал в себя не только насекомых. Лопатин и Аверьянов полагают, что найденный ими древний зверь имел мощные клыки и, видимо, был маленьким хищником, способным одолеть сравнимую по размерам добычу — прокенналестов и мелких ящериц. Ученые назвали новый вид «ховурлест нойон», что переводится как «князь-разбойник из Ховура».

Результаты исследования опубликованы в журнале «Доклады Академии наук».

Ранее ученые выяснили, что древнейшие млекопитающие вели ночной образ жизни и перешли к дневной активности только после вымирания динозавров