Ученые ФИАН разработали теорию орбитальной эволюции двойных систем с солнцами

Ученых из Великобритании и России завершили проект по разработке общей теории орбитальной эволюции двойных систем, содержащих звезды типа Солнца. Полученные результаты могут быть применены к объяснению параметров систем, содержащих двойные звезды, планеты-гиганты и коричневые карлики с орбитальными периодами в несколько земных дней.
Пресс-служба Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) сообщает, что в рамках совместной работы по разработке общей теории динамических приливов ученые из ФИАН совместно с коллегами из Кембриджского и Лондонского университетов предложили теорию орбитальной миграции массивного тела («черной дыры» или протопланеты), погруженного в аккреционный диск и имеющего направление орбитального движения в сторону, противоположную направлению вращения диска.

В случае протопланетных систем такая ситуация может возникнуть из-за гравитационного взаимодействия системы протопланет друг с другом и протопланетным диском. Это взаимодействие может привести к тому, что одна из протопланет изменит направление своего орбитального движения. Было показано, что, вопреки обычным ожиданиям, для достаточно большого отношения масс возможно открытие щели в газовом диске и для таких систем.

По словам ведущего научного сотрудника отдела теоретической астрофизики АКЦ ФИАН Павла Иванова, «дополнительной мотивацией в этих исследованиях является то обстоятельство, что подобные системы также возможны в галактических центрах, находящихся на ранних этапах своей эволюции, где, как полагают, происходит процесс слияния галактик с формированием двойных сверхмассивных «черных дыр», окруженных аккреционным диском. Причем направление орбитального движения такого объекта никак не скоррелировано с направлением движения вещества в аккреционном диске и поэтому может быть направлено как в сторону вращения диска, так и в противоположную сторону».