Дневные бабочки оказались способны видеть мир в ультрафиолете

Японские ученые проанализировали зрительный аппарат бабочек Graphium sarpedon и выяснили, что за цветовое восприятие у этих насекомых отвечают целых пятнадцать видов рецепторов. Такое разнообразие позволяет им, в частности, улавливать ультрафиолетовый и поляризованный свет.
Результаты исследования, проведенного учеными из Японии и Тайваня, опубликованы в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Для экспериментов ученые отловили в Японии около двухсот бабочек G. sarpedon nipponum, глаза которых затем изучали физиологически, анатомически и на молекулярном уровне. Записывая ответные сигналы определенных типов рецепторов на свет той или иной длины волны, ученые определяли их специфичность. Также в ходе экспериментов исследователям удалось определить распределение каждого из типов рецепторов по поверхности глаза, а также зафиксировать, какие пигменты выделяет каждый тип рецепторов.

Результаты анализа показали, что в общей сложности в глазу бабочек вида G. sarpedon могут присутствовать пятнадцать различных видов фоторецепторов, которые реагируют на свет разных длин волн. При этом зрение бабочек охватывает шесть условных цветовых зон: ультрафиолетовую, фиолетовую, синюю, сине-зеленую, зеленую и красную (для сравнения: человеческий глаз содержит всего три типа рецепторов для восприятия цветов — красный, синий и зеленый). При этом три типа рецепторов бабочек располагались по всему глазу, четыре типа рецепторов встречались исключительно на его «спинной» стороне, а восемь — только на «брюшной». Таким образом, в целом «брюшная» часть глаза оказалась более восприимчива к цвету.

Авторы исследования полагают, что бабочки в основном используют четыре типа рецепторов для «повседневной» жизни, а остальные задействованы в специфических ситуациях: например, чтобы заметить быстро движущийся предмет на фоне яркого солнца или цветной предмет среди зелени деревьев. Хотя острота зрения бабочек ниже, чем человеческая, они, возможно, видят мир более красочным, чем мы: им оказался подвластен даже ультрафиолетовый диапазон и поляризованный свет.

Тем не менее человеческий глаз потенциально способен выходить за рамки так называемого видимого диапазона: недавно ученые объяснили, как это возможно, и даже выявили специальный ген, позволяющий видеть в инфракрасном диапазоне.