Ученые из России нашли новый механизм, отвечающий за починку молекулы ДНК

Исследователи обнаружили у известного белка функцию активации механизмов починки ДНК при разрыве одной из цепей молекулы.
Молекула ДНК в клетках человека химически нестабильна, и в ней постоянно происходят тысячи мелких повреждений. По счастью, в клетках есть защитные механизмы, которые чинят приблизительно 10—20 тысяч таких поломок каждый день. В случае с однонитевым разрывом ДНК этим механизмам нужно как-то определять, что произошла поломка, организовывать починку и задерживать процесс копирования этого участка ДНК, чтобы на ремонт хватило времени. Иначе разрыв одной цепи может привести и к разрыву второй.

Известно, что при разрывах обеих нитей ДНК в клетке активируется киназа ATM, которая передает сигнал от поврежденной ДНК клеточной системе починки молекулы. Григорий Дианов из Оксфордского университета (Великобритания) и Светлана Хороненкова из Московского государственного университета нашли у этого белка новую функцию.

«Эндогенные (внутренние) двойные разрывы ДНК в клетках в обычных условиях не возникают в больших количествах. Сама идея функционирования клетки заключается в том, чтобы не допустить образования двойных разрывов ДНК. А мы выяснили, что ATM активируется и начинает выполнять свою функцию не только в случае двойных разрывов, но и в ответ на однонитевые разрывы», — рассказала Светлана Хороненкова, чьи слова приводятся в сообщении МГУ.

Сбой в «системе оповещения» связан с развитием разных заболеваний, в том числе раковых и нейродегенеративных. Так, мутация в киназе ATM связана с редким врожденным иммунодефицитным состоянием — синдромом Луи-Бар.

«Теперь мы хотим понять механизм того, как происходит активация АТМ в ответ на однонитевые разрывы. Будущая работа должна в конце концов помочь улучшать уровень жизни страдающих от подобных заболеваний пациентов», — резюмировала Светлана Хороненкова.

Статья с результатами работы опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.