Для теплых рук нужна мышечная масса

Исследователи из Кембриджского университета выяснили, что при низких температурах руки мужчин теряют меньше тепла, чем руки детей и женщин.

Живущие в районе северных широт люди испытывают воздействие значительных минусовых температур. Для минимизации потерь тепла организм выработал нескольких способов терморегуляции: дрожь, сужение кровеносных сосудов поверхности тела, увеличение скорости обмена веществ. Несмотря на то что организм жителей холодных регионов приспособился к низким температурам, без защиты, перчаток или рукавиц, можно получить обморожение рук.

Большая площадь поверхности рук располагает к сильной теплопотере, увеличивает риск переохлаждения на воздухе зимой. Британские антропологи пытались определить влияние строения тела на поддержание температуры рук при сильном охлаждении.

Ученые пригласили добровольцев (114 человек) из различных спортивных обществ — баскетболистов, гимнастов, гребцов — принять участие в исследовании. Спортсмены были отобраны антропологами намеренно, чтобы продемонстрировать влияние различной конституции тела на терморегуляцию рук. Кроме того, добровольцы не должны были иметь проблем с периферийным кровообращением — не курить и не пить алкоголь за 12 часов до начала исследования.

Для определения потери тепла участники в течение трех минут погружали руки в емкость с ледяной водой. Затем ученые с помощью датчиков термической визуализации определяли, как быстро ладони спортсменов нагреются. У добровольцев замерили антропометрические данные: вес, рост, скелетную мышечную и жировую массу.

Оказалось, что отношение мышечной массы к общей массе тела коррелирует с потерей тепла при охлаждении: у мужчин с большей мышечной массой руки нагреваются быстрее. Это стало неожиданностью для экспертов, которые ранее предполагали, что жир более важен для терморегуляции. Ни рост, ни вес, ни процент жировой массы никак не влияют на скорость терморегуляции.

Опыт антропологов демонстрирует важность мышечной массы как терморегулятора и еще раз подтверждает важность ношения перчаток на холоде. Поскольку у женщин процент мышечной массы в организме в среднем меньше, чем у мужчин, то и руки у них отогреваются медленнее, сделали вывод ученые.

Исследование опубликовано в издании American Journal of Physical Anthropology.

Ранее кембриджские ученые использовали гребцов, чтобы проверить, на что сначала тратится энергия — на мышцы или на мозг.

Оценены нелокальные эффекты квантовой гравитации

Физики-теоретики из России и Великобритании оценили возможный масштаб нелокальных эффектов, вызванных квантованием гравитации.

Квантовая теория поля (КТП) — теоретическая основа для описания взаимодействия микрочастиц. Это, например, Стандартная модель, описывающая результаты экспериментов на ускорителях частиц и данные астрофизических наблюдений.

Любая КТП может быть либо локальной, либо нелокальной. Грубо говоря, в локальной КТП частицы точечные и взаимодействуют в определенной точке, а в нелокальной теории это некоторые протяженные объекты, взаимодействующие в области их перекрытия.

Нелокальные КТП очень трудны для изучения, а почти весь прогресс физики высоких энергий связан с развитием локальной КТП. Однако нелокальные КТП теоретики тоже рассматривают. Их важность тесно связана с проблемой расходимостей и «перенормируемостью».

Обычно в КТП работают в рамках так называемой теории возмущений. В ней решение уравнений получается методом последовательных приближений: вначале учитываются поправки первого порядка, затем второго, третьего и т.д. Трудность состоит в том, что слагаемые получающегося бесконечного ряда расходящиеся, то есть имеют бесконечные значения. [ ... ]

Губящая мозг болезнь рождает лекарство от рака

Молекулярные генетики и онкологи из Северо-западного университета Чикаго вскрыли механизм наследственного заболевания нервной системы и обнаружили молекулу, токсичную для раковых клеток.

Нейродегенеративные заболевания разрушают нервную систему, за что и получили свое название. Одна из них — болезнь Гентингтона — возникает из-за многократного повторения в гене хантингтин последовательности из трех нуклеотидов — цитозина (Ц), аденина (А) и гуанина (Г) — триплета ЦАГ. Чем длиннее цепочка из таких триплетов, тем быстрее разрушаются нервные клетки, а значит, раньше проявляются симптомы болезни — нарушение психических функций и появление неконтролируемых движений, и тяжелее ее течение.

ДНК — это «рецепт» построения белка с помощью молекул РНК. РНК считывает код с ДНК, а затем на его основе собирает белок из аминокислот. Однако сами РНК могут блокировать производство белка на промежуточной стадии: после считывания с ДНК кода гена и до сборки аминокислот в белковую нить. Ранее было показано, что именно поэтому короткие цепочки РНК, состоящие из повторов ЦАГ при синдроме Гентингтона и повторов ЦУГ (У — это урацил) в случае синдрома мышечной гипотонии, токсичны для клеток.

В то же самое время у пациентов, страдающих этими синдромами, была отмечена необычно низкая подверженность онкологическим заболеваниям. Исследователи решили проверить, не являются ли повторы триплетов в ДНК, а также порождаемые ими короткие РНК причиной устойчивости пациентов к раку.

Для эксперимента ученые сконструировали димер — молекулу из двух цепочек РНК, причем одна из них содержала повторы ЦАГ, а вторая — ЦУГ, то есть именно те триплеты, которые вызывали нейродегенеративные нарушения. Когда ученые вводили этот димер в различные линии раковых клеток мышей и человека, то через несколько часов останавливался их рост, а позднее большинство клеток умирало. Исследователи сравнили токсичность малых РНК, несущих повторы ЦАГ/ЦУГ, с влиянием на раковые клетки тринуклеотидных повторов, вызывающих другие заболевания, а также со смертоносным эффектом триплетов, сконструированных искусственно. [ ... ]

Состоялись первые операции исправления дефектов лица с помощью нанокерамики

Первые операции по закрытию костных дефектов лица с помощью 3D-имплантов из нанокерамики провели специалисты НИИ онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра РАН.

Такие протезы требуются для исправления костных дефектов лица, возникших после травмы или операции по удалению опухолей кости. Традиционно импланты изготавливаются из пластика, полиэтиленов или титановых сплавов, однако в 40% случаев отторгаются из-за развития воспаления, которое может быть вызвано лучевой или химиотерапией.

Протезы из нанокерамики по составу схожи с костью пациента. В их составе есть оксиды циркония и алюминия, безопасные для организма. Для создания анатомического сходства ученые на базе снимков пациента, сделанных на компьютерном томографе, создают трехмерную модель его черепа, затем отпечатывают модель из пластика на 3D-принтере, примеряют на место утраченного фрагмента кости, после чего изготавливают окончательный вариант протеза из смеси керамического порошка и полимеров.

Первый протез из нанокерамики установили в 2017 году пациентке, которой ранее удалили участок кости верхней челюсти из-за остеогенной саркомы.

Спустя несколько месяцев после операции контрольное обследование пациентки показало, что протез прижился и не вызвал воспаления. [ ... ]