Ученые выявили, что динозавры начали вымирать задолго до «убившей» их катастрофы

В новом исследовании ученые проанализировали динамику численности популяций динозавров за несколько миллионов лет до предполагаемого падения астероида или другой катастрофы, которая привела к глобальному вымиранию. Оказалось, что численность трех основных подотрядов динозавров заметно упала еще за десятки миллионов лет до этого события.
Основной гипотезой, которая объясняет, почему исчезли динозавры, является гипотеза, предполагающая, что 66 миллионов лет назад на Землю упал крупный астероид. Он поднял в атмосферу тонны пыли, загородившей Солнце, что привело к изменению климата. Неясно, однако, почему эта катастрофа имела столь губительные последствия для динозавров, доминировавших над другими животными на протяжении 150 миллионов лет. Авторы нового исследования предположили, что к моменту падения астероида численность динозавров уже шла на спад и резкое изменение климата только усугубило этот процесс. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Опираясь на данные исследования ископаемых останков, ученые построили филогенетические деревья, отражающие родственные отношения между разными видами и более крупными таксономическими группами динозавров. Далее для трех основных подотрядов динозавров — тероподов, завроподоморфов и птицетазовых — исследователи построили графики изменения численности популяций и скорости видообразования.

Было показано, что, несмотря на некоторые различия в этих показателях, на момент катастрофы все три основных подотряда динозавров утратили способность быстро замещать исчезающие виды новыми. Таким образом, еще за 50 миллионов лет до катастрофы численность динозавров начала заметно снижаться, и падение метеорита стало последней каплей, ускорившей исчезновение древних ящеров.

По мнению авторов работы, к упадку динозавров могли привести другие экологические причины — к примеру, извержения вулканов или тектоническая активность. Из-за этого на момент падения астероида у большинства видов динозавров не было достаточных филогенетических ресурсов, чтоб пережить резкое изменение климата. О том, как это все-таки удалось сделать некоторым из них, читайте в материале «Чердака».