Динозавр маскировался с помощью бандитской маски и полосатого хвоста

Ученые из Бристольского университета узнали, какого цвета был динозавр, найденный в Китае. Окраска вымершего животного помогла выяснить, в какой среде оно жило.

Динозавр, покровы которого изучили исследователи, называется синозавроптерикс. Он был мелким двуногим пернатым динозавром (полметра длиной), который жил в раннемеловую эпоху. Ученые исследовали окаменелости ящера и обнаружили окаменелые остатки меланоцитов — клеток кожи, которые накапливают краситель меланин, ответственный за окраску кожи или перьев у животных. По тому, как окаменелые меланоциты были распределены по скелету динозавра, ученые восстановили схему окраски его перьев.

Окаменелости синозавроптерикса со следами окраски. Темное пятно на месте живота — содержимое желудка. Robert Nicholls, 2017

Оказалось, что у синозавроптерикса была темная спинка, светлый живот и грудь, полосатые морда и хвост. Таким образом, окрас динозавра сочетал в себе несколько принципов камуфляжа, разработанных человеком в начале XX столетия. Его туловище было закамуфлировано по принципу «противотени», в соответствии с которым темный верх и светлый низ сбивает наблюдателя с толку, потому что свет, падающий, как правило, сверху, делает верхнюю часть предметов более яркой, а нижняя остается в тени. Противотень компенсирует этот контраст и делает объект менее заметным. Такая окраска и сейчас встречается у животных, например у акул и белок.

Полосатый хвост синозавроптерикса — это пример «разрушающего камуфляжа». Такая маскировка не скрывает объект, а разбивает его контуры геометрическими фигурами. До такого объекта правильно оценить расстояние труднее, и, возможно, это помогало маленькому синозавроптериксу спасаться от более крупных хищников.

На морде синозавроптерикс носил, по выражению ученых, «бандитскую маску» — через его глаза проходила полоса темного цвета, которая скрывала блики от глаз и делала их менее заметными.

Ученые сравнили окраску динозавра с тем, как окрашены современные животные, и с местами, в которых они живут. Граница между светлыми и темными зонами была резкой и проходила высоко, поэтому ученые сделали вывод, что ящер жил на открытой местности, а не в лесу, так как и сейчас животные, которые окрашены таким образом, живут в такой среде.

Исследование описано в журнале Current Biology.

Иногда перья динозавров доходят до наших дней. Читайте на «Чердаке» о том, как китайские ученые нашли перья целурозавра в куске янтаря.

Телескоп «Хаббл» обнаружил колеблющиеся галактики

Астрономы с помощью телескопа NASA Hubble обнаружили, что самые яркие галактики в кластерах «раскачиваются» относительно центра масс кластера. Открытие ученых не соответствует теоретическим предсказаниям и может изменить представление о темной материи.

Темная материя — гипотетическая субстанция, которая не испускает электромагнитное излучение и не взаимодействует с ним. Это свойство материи не позволяет обнаружить ее напрямую. Пока о ее существовании можно судить лишь по гравитационному взаимодействию.

По предположениям астрофизиков, темная материя составляет четверть всей материи во Вселенной. Из чего она состоит — пока загадка, но астрономы уверены, что это вещество холодное, а составляющие его частицы массивны и движутся медленно. В ходе эволюции Вселенной темная материя медленно сгущалась, образуя все более и более крупные структуры. В больших сгустках темной материи галактики образовали огромные скопления, которые тянутся на десятки миллионов световых лет. В центре скоплений находится плотное ядро — самая яркая галактика кластера (Brightest cluster galaxy — BCG).

После турбулентного слияния галактик в кластер BCG окажется в центре скопления. Модель, объясняющая темную материю (модель холодного темного вещества), предсказывает, что яркая галактика будет удерживаться в центре скопления гравитационным воздействием темной материи.

Исследовательская группа астрономов из Швейцарии, Франции и Великобритании проанализировала десять галактических скоплений, видимых в телескоп «Хаббл», и обнаружила, что в центре скоплений находится темная материя, а не яркая галактика. BCG «колеблется» и может смещаться от центра масс скопления более чем на 40 тысяч световых лет. [ ... ]

Создана компьютерная модель, способная пройти тест CAPTCHA

Американские программисты создали алгоритм, способный обмануть один из самых распространенных тестов на проверку пользователей CAPTCHA.

Капча (от англ. CAPTCHA — Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart) — компьютерный тест, с помощью которого система определяет, является ли пользователь человеком или компьютером. Это один из примеров теста Тьюринга. Основная идея теста — предложить пользователю такую задачу, которая с легкостью решается человеком, но не выполнима для компьютера.

Самый распространенный вид капчи — буквенные шифры различных стилей с добавлением помех (полупрозрачность, изогнутые символы). Человеческий мозг способен обобщать и учиться на небольшом количестве примеров, в то время как ранее созданные компьютерные алгоритмы по решению капчи для «тренировки» требовали миллионы примеров, чтобы научиться распознавать шифр.

Компания Vicarious несколько лет назад взялась за амбициозную задачу — с помощью методов машинного обучения создать программу, способную распознавать капчу. Разрабатываемый алгоритм они назвали рекурсивной корковой моделью (Recursive Cortical Network — RCN). Идея распознавания объекта возникла на стыке нейронаук и лингвистики. Главной задачей разработчиков было научить компьютер обобщать полученную во время обработки капчи информацию и высказывать предположения о входящих данных: какую букву или символ представили системе.

RCN представляет собой иерархическую структуру, которая моделирует объект как комбинацию контуров и поверхностей. Модель «опознает» контур фигуры в случае, когда свойства поверхности (цвет) резко меняются. Представление о контурах позволяет распознавать объект с совершенно разными формами, а иерархическая система позволяет выдвинуть наиболее вероятное предположение об объекте. [ ... ]

Найдена, вероятно, самая древняя жертва цунами

Международная команда ученых представила результаты нового анализа черепа древнего человека, найденного почти 90 лет назад. Оказалось, что в его гибели, вероятнее всего, виновато мощнейшее цунами.

В 1929 году австралийский геолог Пол Хосфелд обнаружил в пещере близ города Аитапе (Папуа Новая Гвинея) череп древнего человека. Находка представляла большой археологический интерес. Ученые долгое время считали, что череп принадлежит Homo erectus, пока радиоуглеродный анализ костей не показал, что человек жил 3500—7000 лет назад. Уровень моря в то время был выше, и эта территория была фактически прибрежной.

В 2014 году исследователи под руководством профессора Джеймса Гольфа из Сиднейского университета посетили пещеру и взяли образцы отложений на ее стенах для анализа, в том числе оценки гранулометрического и геохимического состава. Картина оказалась очень похожей на ту, какую оставило после себя разрушительное цунами 1998 года, бушевавшее на этих же территориях и погубившее более двух тысяч человек. Кроме того, в пещере были обнаружены остатки микроорганизмов из океана и специфический осадок в почве.

Фрагмент черепа, найденного близ города Аитапе. Фото: Arthur Durband