Динозавры встали на две ноги, чтобы быстрее бегать

Ученый из Альбертского университета в Канаде исследовал скелеты динозавров и пришел к выводу, что динозавры стали ходить на двух ногах для того, чтобы быстрее передвигаться, а помог им в этом хвост.

По словам палеонтолога Скотта Персонса, раньше считалось, что главной причиной двуногости была масса хвоста. Тяжелый хвост служил ящерам в качестве противовеса, смещая центр тяжести назад и позволяя поднять над землей переднюю часть тела. Но исследования скелетов двуногих динозавров и мускулатуры современных рептилий показали, что, возможно, причина была не в массе хвоста, а в устройстве мускулатуры пояса задних конечностей. У двуногих была хорошо развита мышца M. caudofemoralis, которая соединяет бедренную кость задней конечности с хвостом и улучшает способность к передвижению на задних лапах, увеличивая плечо рычага.

Ученый считает, что динозавры встали на задние лапы, чтобы быстрее бегать. По его предположению, двуногость впервые появилась у небольших ящеров, которым развитая мускулатура заднего пояса конечностей и хвоста позволила встать на ноги и быстрее настигать их небольшую добычу, а кроме того, спасаться от более крупных хищников. Даже в наши дни некоторые виды ящериц в минуту опасности поднимаются на задние лапы, чтобы бежать быстрее.

Ящерица василиск, которая при опасности бежит по воде на двух лапах

Млекопитающие пошли по другому пути и развили навыки бега на всех четырех ногах, потому что их древние предки — синапсиды — утратили мышцу M. caudofemoralis. По мнению ученого, через бутылочное горлышко вымирания в конце пермского периода прошли норные предки млекопитающих. У них была развита мускулатура передних конечностей, а мощные мышцы хвоста утрачены за ненадобностью. Это объясняет и то, почему среди млекопитающих так мало распространена двуногость — почти исключительно среди приматов. Причем постоянно ходит на двух ногах только человек, тогда как среди потомков динозавров на двух ногах уверенно ходит целый класс — птицы.

Исследование описано в журнале Journal of Theoretical Biology.