Диабет может иметь инфекционную природу

Американские и чилийские ученые ввели в организм здоровых мышей дефектный белок, после чего у тех наблюдалась цепная реакция по увеличению дефектных белков и развился диабет.

Белки могут действовать как инфекционные агенты и вызывать болезни. К таким белкам относятся, например, прионы, отличающиеся аномальной третичной структурой. Попадая в здоровый организм, прионы могут размножаться, превращая здоровые белки в прионы. Такая цепная реакция приводит к смертельным заболеваниям у животных и человека. Например, прионы стимулируют образование амилоидов — слипшихся белковых структур. При диабете II типа у больных в клетках поджелудочной железы также образуются амилоидные белковые агрегаты — островковые амилоидные полипептиды (IAPP). В новом исследовании ученые решили проверить, могут ли IAPP, подобно прионам, действовать как инфекционные агенты и заражать здоровых особей.

Ученые исследовали культивируемые клетки поджелудочной железы человека. Они добавили в них измельченные частицы (гомогенаты) клеток из поджелудочной железы трансгенных мышей, больных диабетом, в которых, в свою очередь, содержались обширные агрегаты человеческого IAPP. В результате этого в культивируемых клетках наблюдалось формирование новых дефектных скоплений IAPP. «Эти данные ясно показывают, что воздействие островковых экстрактов, содержащих IAPP, стимулируют агрегацию IAPP в здоровых культивируемых клетках человека», — пишут ученые.

Чтобы проверить свои выводы, исследователи решили посмотреть, как будут вести себя искусственно введенные частицы ткани с дефектными IAPP в живом организме. Для этого они ввели гомогенат поджелудочной железы старых мышей с диабетом II типа и массивными амилоидными отложениями в организм молодых здоровых мышей. Были взяты четыре группы здоровых мышей по пять особей.

Анализ показал, что начиная уже с восьмой недели в организмах мышей, получивших инъекцию IAPP, наблюдалось повышенное образование скоплений амилоидных отложений. При этом у таких мышей были главные признаки развития диабета: повышение уровня глюкозы в крови и гибель клеток поджелудочной железы. Чтобы еще раз проверить полученные данные, ученые ввели здоровым мышам гомогенат из клеток больных диабетом мышей без белков IAPP. В этом случае образование амилоидных отложений не происходило.

Чтобы окончательно убедиться в правильности своей гипотезы, ученые ввели очищенный IAPP в здоровые клетки. И после этого наблюдалась цепная реакция: дефектные амилоидные скопления увеличивались. Ученые вынуждены были констатировать, что можно вызвать диабет, внедрив в здоровый организм дефектные белки, которые действуют как инфекционные агенты, такие как прионы.

Исследование опубликовано в журнале The Journal of Experimental Medicine.

Что может стать одной из причин появления прионов, читайте на «Чердаке».