Датировка повлиявших на гибель динозавров извержений разошлась на 600 тысяч лет

Однако, несмотря на разные оценки, ученые уверены в том, что вулканизм все-таки стал одной из причин массового вымирания животных на Земле
Падение астероида, приведшего к гибели динозавров, в представлении художника Donald E. Davis / Wikimedia Commons
Падение астероида, приведшего к гибели динозавров, в представлении художника
© Donald E. Davis / Wikimedia Commons

Две группы геохронологов из университетов США, Британии, Индии и Швейцарии с помощью разных методов датировали извержения, которые, по одной из гипотез, повлияли на гибель динозавров. Их оценки разошлись более чем на 600 тысяч лет. Одна показала, что извержения предшествовали глобальному вымиранию животных на Земле. Согласно другой, напротив, все случилось уже после начала вымирания.

За свою геологическую историю Земля прошла через несколько массовых вымираний животных. Наиболее известное из них — мел-палеогеновое, которое произошло порядка 66 миллионов лет назад. Из-за него вымерло ¾ существовавших видов, включая динозавров. Сейчас большинство ученых считает, что причиной произошедшего стало падение на Землю астероида размером порядка 10 километров. Считается, что это небесное тело упало в районе нынешнего полуострова Юкатан (Мексика) и оставило кратер Чиксулуб диаметром около 180 километров и глубиной 17—20 километров. В результате, по предположениям ученых, запустилась цепочка событий, которая в итоге и привела к вымиранию. Однако есть и альтернативные гипотезы, одна из которых говорит о том, что повлиять на катастрофу могла и усилившаяся в то время вулканическая активность. Однако сейчас ученые не могут однозначно определить, когда конкретно она усилилась и какую роль сыграла в вымирании.

Анимация, показывающая образование Чиксулубского кратера. David Fuchs / Wikimedia Commons

Чтобы приблизиться к ответу на эти вопросы, две группы ученых исследовали так называемые Деканские траппы. Так называют обширную часть (ее площадь — около 500 тысяч квадратных километров) плато Декан, располагающегося в Западной и Центральной Индии. Геологи называют траппами результат вулканической деятельности, в ходе которой на поверхность изливается большое количество магмы. Она застывает и образует преимущественно базальтовые породы. Впоследствии залегающие вместе с базальтами осадочные породы часто разрушаются, образуя характерный рельеф. Благодаря ему траппы и получили свое название — оно происходит от шведского слова trappa — «лестница». Деканские траппы сформировались около 66 миллионов лет назад в результате серии извержений вулканов, длившейся порядка 30 тысяч лет.

Деканские траппы восточнее Мумбаи. Nichalp / Wikimedia Commons
Деканские траппы восточнее Мумбаи. Nichalp / Wikimedia Commons

Первая группа под руководством Блэра Шоена (Blair Schoene) из Принстонского университета использовала для датировки Деканского вулканизма уран-свинцовый метод. Он основывается на том, что в образце породы, который нужно датировать (как правило, это минерал циркон) содержатся радиоактивные изотопы урана. Как только минерал кристаллизуется, эти изотопы начинают распадаться, превращаясь в изотопы свинца. Это происходит с известной и стабильной скоростью. Таким образом, текущее соотношение двух изотопов в кристалле циркона можно использовать для определения его возраста.

Ученые пришли к выводу, что Деканские траппы образовались в результате четырех извержений, каждое из которых длилось около 100 000 лет. Между извержениями были периоды относительного спокойствия вулканов. В это время в атмосферу выбрасывалось большое количество парниковых газов — метана, углекислого и сернистого газов. Первое событие случилось примерно 66,3-66,15 миллиона лет до нашей эры, то есть за десятки тысяч лет до падения астероида. Последнее излияние произошло 65,6-65,5 миллиона лет назад. Эти события коррелируют с биостратиграфическими и климатическими данными, что подтверждает гипотезу о том, что массовое мел-палеогеновое вымирание началось до падения метеорита.

В свою очередь, Кортни Спрейн из Калифорнийского университета в Беркли и ее команда использовали другую технику — аргон-аргоновое датирование. Оно основано на измерении количества радиоактивного изотопа 39Ar, который образуется из стабильного изотопа 39К при облучении образца нейтронами. Спрейн заключает, что большая часть Деканских лав (более 75%) излилась примерно через 600 тысяч лет после мел-палеогенового вымирания, а до него произошли лишь незначительные вулканические события.

«Данные об изменении климата в позднем меловом периоде по времени совпадают с наименьшими фазами Деканского вулканизма, что позволяет предположить, что либо выбросы изменяющих климат газов не зависят напрямую от объема, либо этот вулканизм не был причиной позднемелового изменения климата», — пишут геохронологи.

Таким образом, ученые, используя наиболее передовые техники датирования, пришли к противоречивым выводам относительно того, как на вымирание динозавров повлиял Деканский вулканизм. Поэтому для того, чтобы поставить точку в этом вопросе, нужны дополнительные исследования.

Ранее ученые исследовали еще одно вымирание, относящееся к границе пермского и триасового периодов, и выяснили, что по геологическим меркам оно было почти мгновенным.