Глобальное потепление замедлилось, но ненадолго

Ученые объяснили, что потепление, которое в последние годы замедлилось, скоро возобновится. Причиной "паузы" стало несовпадение температурных циклов Атлантического и Тихого океанов.
Ученые объяснили, почему в последние годы глобальное потепление почти остановилось, и предупреждают, что процесс возобновится. Статья опубликована в журнале Science.

Замедление темпов глобального потепления в начале XXI века дало много пищи для скептиков, сомневающихся в том, что температура на нашей планете постепенно повышается, и породило множество гипотез, пытающихся объяснить это явление. Байрон Стейнман (Byron Steinman) из университета Миннесоты в Дулуте (США) и его коллеги сопоставили реальные данные за 1880—2010 годы с различными климатическими моделями и пришли к выводу, что «пауза» в глобальном потеплении является результатом наложения многолетних циклов потепления-похолодания Тихого и Атлантического океанов.

Оба океана имеют свои температурные циклы, в которых периоды потепления сменяются похолоданием. Эти периоды могут длиться десятилетиями и большую часть времени находятся в противофазе: когда в одном океане вода теплеет, другой, наоборот, становится холоднее. В результате эти циклы не влияют на глобальную температуру на планете, компенсируя друг друга.

Однако по продолжительности и величине колебаний температуры они все же совпадают не полностью. И вот в последнее десятилетие охлаждение в северной части Тихого океана было больше, чем потепление в северной части Атлантического. Это и скомпенсировало рост глобальной температуры из-за выбросов парниковых газов.

Это удачное для нас положение не вечно, и в обозримом будущем, считают ученые, ситуация может измениться так, что эти циклы будут, наоборот, ускорять процесс повышения глобальной температуры. Ученые не могут точно предсказать, когда это произойдет, но предполагают, что до поворотной точки осталось недалеко.

Так, в прошлом году один из авторов статьи опубликовал заметку в научно-популярном журнале Scientific American, в которой утверждал, что при существующих объемах сжигания ископаемого топлива глобальная температура достигнет опасного порога уже к 2036 году. Нынешняя пауза может замедлить процесс, но отсрочка будет невелика — около 10 лет.