Человека отличает от животных способность помнить, что за чем стояло

Ученые из Швеции и США выяснили, что люди гораздо лучше животных запоминают последовательности сигналов. По мнению ученых, эту способность можно считать отличительной для человека.

Как пишут ученые, трудно выделить такие черты работы человеческого мозга, которые можно было бы назвать исключительно человеческими. По их мнению, к такой черте можно отнести способность человека обрабатывать и запоминать упорядоченные ряды сигналов, например звуков речи.

Ученые провели анализ 108 исследований, в которых разных животных обучали реагировать на последовательность стимулов, например на разные по высоте звуки у японских амадин и макак или на лампочки разного цвета у голубей. В этих испытаниях птицы получали еду, если клевали мишень после строго определенной последовательности звуков. При сравнении с тем, как последовательности запоминают люди, оказалось, что животные сильно проигрывают.

Например, тем же амадинам потребовалось от 300 до 800 упражнений, чтобы достичь правильного выполнения задания, и только в 80% случаев, а человек правильно запомнил очередность звуков после 6−8 повторов. В похожем исследовании, которое провели на макаках, люди узнавали последовательности звуков с разной частотой в 90% случаев после 30 повторов, в то время как обезьяны даже после 400 повторов допускали ошибки в 30% случаев.

По словам ученых, умение запоминать последовательности сигналов, причем самых разных и не связанных с адаптацией к конкретным условиям, как у певчих птиц например, стало уникальной особенностью человека и позволило ему освоить такие навыки, как планирование, социальное научение, язык и, например, игру в шахматы.

Исследование описано в журнале Royal Society Open Science.

Ранее ученые нашли в мозге макак область, которая может быть прообразом той части мозга у людей, которая ответственна за «теорию другого сознания».