Самцы шимпанзе убивают чужих первенцев ради спаривания. Дети как источник мяса их почти не интересуют

Изучив материалы 34 лет наблюдений за обезьянами, ученые пришли к выводу, что самцы шимпанзе убивают детенышей для того, чтобы начать спариваться с их матерями. Результаты исследования означают, что детоубийство у шимпанзе — проявление полового отбора, а не борьбы с конкурентами или способ добычи мяса.

Шимпанзе довольно часто убивают чужих младенцев. Существует четыре гипотезы, с помощью которых ученые объясняют причины такого поведения. Одна связана с соперничеством между самцами — те уничтожают потомство других самцов, чтобы избавиться от будущих конкурентов. Другая предполагает, что инфантицид связан с борьбой за ресурсы: шимпанзе часто сталкиваются с нехваткой пищи и лишние рты бывают не нужны. Третья говорит о том, что взрослые самцы видят в младенцах еду, ведь шимпанзе всеядны и часто охотятся на представителей других видов приматов, например колобусов (Colobus), причем особенно часто их интересуют детеныши.

Наконец, еще одна гипотеза связана с особенностью репродуктивного цикла самок шимпанзе. Дело в том, что во время вскармливания детеныша, а это 4-5 лет, у самки не бывает овуляций и спариваться она не может. Возможно, самец убивает ее детеныша просто для того, чтобы она поскорее смогла спариться с ним.

Ученые из Великобритании, Швейцарии и Уганды обобщили результаты 24-летних наблюдений за сообществом обезьян, живущих в заповеднике в лесу Будонго на западе Уганды. Там обитает сообщество шимпанзе под названием Сонсо, которое состоит из около 60 особей. За годы наблюдений взрослые шимпанзе 33 раза напали на детенышей, и в 30 случаях это привело к смерти. Кажется, что это немало, но за все это время в сообществе родилось всего 103 детеныша, так что убито было 23% из них. Это составило 63% от общей детской смертности среди шимпанзе.

Читайте также: Любви не будет. Новость про ген супружеской неверности оказалась преувеличена

Ученые проанализировали половой состав убийц и жертв. Оказалось, что в 12 случаях нападавшими были самцы, а в пяти — самки, в остальных случаях пол убийцы установить не удалось. В большинстве случаев жертвами становились детеныши мужского пола — 19 раз против 7. В большинстве случаев возраст убитых был совсем небольшим, меньше полугода. В шести случаях убийца ел жертву, хотя бы частично.

Гипотеза о детях как источнике мяса ученым показалась неубедительной. Кроме того, что жертв каннибалов было слишком мало, не в пользу этой гипотезы говорит и то, что детенышей не доедали полностью, да и ели почему-то не самые богатые мясом части тела.

Пол младенцев, казалось бы, говорит в пользу гипотезы о конкуренции, но, как отмечают ученые, они не сопоставляли количество живых шимпанзе-мальчиков с количеством убитых. Это значит, что детенышей мужского пола среди убитых могло быть больше просто потому, что их было больше среди детенышей стаи.

Ученые считают, что эти данные доказывают гипотезу о том, что самцы таким образом добиваются возможности спариться с самкой. Ведь все убитые детеныши были маленькими, и их смерть значительно экономила время для самцов. Ученые отметили, что в большинстве случаев самцы убивали первенцев, родившихся у молодых самок. Это может значить, что таким образом самцы с низших ступеней иерархии повышали свои шансы на спаривание, ведь их более высокоранговые самцы спариваются в основном с более возрастными самками.

Как видно из результатов, самки тоже нередко убивают детенышей, но в этом случае авторы решили дать шанс гипотезе о борьбе за ресурсы. Видимо, пишут они, самки убивают детенышей других самок, чтобы те не претендовали на еду, которой не так уж много. Самкам с детенышем нужно больше питательных веществ, чем бездетным.