Речные скаты пережевывают пищу подобно млекопитающим, выяснили биологи.

Ученые из Канады и США сняли на видео, как глазчатые хвостоколы Potamotrygon motoro поедают своих жертв — насекомых, и выяснили, что при этом скаты асимметрично двигают челюстями, пережевывая пищу. Ранее считалось, что это характерно в основном для млекопитающих.
Исследование пищевого поведения большого количества видов животных показывает, что по-настоящему пережевывают пищу в основном представители класса млекопитающих, к которым также относятся и люди. Многие животные заглатывают добычу целиком, а некоторые крупные виды предварительно рвут ее на части острыми зубами.

В новой работе ученые обратили внимание на то, как со своим обедом расправляются глазчатые хвостоколы — насекомоядные речные скаты. Поскольку многие из насекомых покрыты жестким хитиновым панцирем, исследователи заинтересовались, как скатам удается добывать из них питательные вещества. Для этого они записали на скоростную камеру, как едят четыре хвостокола, а также проанализировали строение их зубов при помощи компьютерной томографии. Оказалось, что боковые асимметричные движения, которые совершали скаты при поедании пищи, похожи на то, как пережевывают свою пищу млекопитающие. Ученые предполагают, что некоторые другие виды, питающиеся жесткими кормами, возможно, также умеют пережевывать свою пищу и планируют для начала изучить другие виды скатов.

Авторы считают, что описанный в их работе механизм отлично иллюстрирует конвергентную эволюцию — процесс, при котором у неблизкородственных видов развиваются сходные признаки или органы с одинаковыми функциями. Несмотря на то что зубы скатов имеют слишком простое строение и не вполне приспособлены к тому, чтобы пережевывать пищу, как это делают млекопитающие, эти животные выработали свой собственный стиль жевания, позволяющий им эффективно расправляться с жесткими панцирями насекомых.

Посмотреть, как скаты пережевывают насекомых можно на видео, подготовленном журналом Science.

Статья с результатами исследования канадских и американских биологов опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.