Четвертого денисовца идентифицировали по зубу

Международный коллектив ученых, в числе которых археологи из Института археологии и этнографии СО РАН, секвенировал ДНК четвертого денисовца из пещеры на Алтае. Выяснилось, что зуб принадлежал девочке, жившей более 100 000 лет назад.

Денисовцы (Denisovans) — вид древних людей, который определили по ДНК, извлеченному из фаланги пальца, найденной в Денисовой пещере (Алтайский край) в 2008 году. Установлено, что это сестринский вид по отношению к неандертальцам — их эволюционное расхождение началось примерно 640 тысяч лет назад.

Ранее были известны останки всего трех денисовцев — девочки и двух мужчин. Кроме фаланги это зуб из того же слоя, а также три коренных зуба (моляра) из разных слоев, найденных в 1984 году и датированных в промежутке 60—120 тыс. лет назад.

Теперь научный коллектив во главе с учеными из Института эволюционной антропологии Макса Планка извлек митохондриальную ДНК из нижнего второго моляра, найденного в 1984 году. Зуб и ДНК в нем плохо сохранились, но специалистам удалось определить, что это зуб девочки примерно 10—12 лет. Более точные морфологические признаки установить невозможно. Таким образом, это четвертый известный на данный момент денисовец.

С помощью радио-термолюминесцентного датирования ученые определили, что девочка жила не меньше чем 100 000 лет назад.

Ранее идентифицированные денисовцы жили 48—50 и 75—82 тысячи лет назад. Таким образом, четвертый денисовец стал одним из самых древних людей на территории центральной Азии, о которых известно ученым.

Также находка показывает, что денисовцы жили на Алтае в течение длительного периода времени — как минимум, десятки тысяч лет.

ДНК показала низкий уровень генетического разнообразия среди денисовцев, но авторы предполагают, что это относится не ко всему виду, а только к одной изолированной популяции. Об этом говорит тот факт, что останки всех четверых людей происходят из одной пещеры. Но чтобы удостовериться в этом, ученым нужны дополнительные образцы.

Из-за сильного повреждения зуба и ДНК проследить генетический дрейф от денисовцев к современному человеку трудно, но, как установили ученые, у девочки и современного человека всего 6% общих генов.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Также недавно ученые «удревнили» период, когда люди начали скрещиваться с неандертальцами на территории Европы. Это произошло 200 000 лет назад — задолго до основной волны расселения Homo Sapiens.