Спасибо, что вы с нами!

Ученые раскрыли механизм свечения уникального люминесцентного червя из Сибири

Российские ученые расшифровали механизм, который позволяет светиться люминесцентному червю из сибирской тайги. Исследователи уверяют, что полученные ими данные позволяют говорить об открытии нового механизма свечения в природе.
Пресс-служба ИБХ РАН сообщает, что ученые из Института биоорганической химии РАН и Института биофизики СО РАН под руководством Ильи Ямпольского исследовали механизм, отвечающий за люминесцентные свойства червя Fridericia heliota, обнаруженного в сибирской тайге. Чуть больше года назад исследователи сумели раскрыть формулу люциферина – молекулы, которая ответственна за свечение организма.

Ученые выяснили, что люциферин червя является пептидом с весьма необычным строением, который взаимодействует с белком-люциферазой и превращается в возбужденную молекулу оксилюциферина, которая и испускает свет. Статья, посвященная работе, была опубликована в журнале Angewandte Chemie.

Теперь исследователи смогли расшифровать структуру самой светящейся молекулы – оксилюциферина и выяснить, что она имеет на один атом углерода и кислорода и два атома водорода меньше, чем исходное вещество. Это значит, что химические процессы, происходящие в организме червя, очень сходны с теми, что характерны для светлячка. Однако между ними есть и существенное различие: в ходе окисления излучающая сопряженная π-система червя, в отличие от светлячковой, остается неизменной. Исследователи утверждают, что расшифровка структуры оксилюциферина и механизма свечения – это те шаги, которые необходимо предпринять на пути к раскрытию структуры белка-люциферазы и нахождения программирующих ее генов. Ученые также уверены, что им удалось обнаружить ранее неизвестный науке механизм люминесценции у живых существ.