Челюсть древнего человека рассказала о расселении из Африки

Международный коллектив ученых установил более раннее, чем считалось прежде, время расселения современного человека из Африки, всесторонне исследовав древнюю челюсть, обнаруженную на раскопках в Израиле.

Время расселения древнего человека из Африки до сих пор полностью не установлено. На этом континенте, согласно представлениям ученых, появился вид H. sapiens, а в пещере Джебель-Ирхуд на территории Марокко были найдены самые древние останки наших предков, датированные возрастом 300 тысяч лет.

Временем исхода H. sapiens из Африки до сих пор считался период от 90 до 120 тысяч лет назад. Этим возрастом датированы останки предков современного человека из пещер Кафзех и Схул на территории Израиля, считавшиеся самыми древними за пределами Африки. Однако согласно генетическим исследованиям человек разумный мог выйти в Европу и Азию уже 220 тысяч лет назад.

Данное исследование, а именно анализ челюсти из пещеры Мислия, подтверждает предположения генетиков и определяет время прихода современного человека на восток Средиземноморья.

Возраст находки определяли и по веществу челюсти, и по породам, в которых ее нашли. В трех разных лабораториях использовали три метода: уран-ториевый (учитывается содержания тория, который появляется в останках только после превращения живого существа в органические ископаемые), более чувствительный метод электронного парамагнитного резонанса (подсчитывается число сохранившихся неспаренных электронов) и метод термолюминесценции (нагревание образца вызывает испускание накопленной радиации, видимое как свечение). Полученные результаты совпадали и свидетельствовали о возрасте челюсти в 177—194 тысячи лет.

Принадлежность челюсти именно человеку разумному ученым удалось доказать, проведя скрупулезный анализ строения самой челюсти, а также формы и размера зубов. Сравнивали образец с ближайшим родичем древнего H. sapiens — неандертальцем.

Параметры челюсти помещают находку из пещеры Мислия ближе всего к строению челюсти современного человека и показывают ее сильные отличия от анатомических особенностей неандертальца. О том же самом свидетельствует и строение зубов: отсутствие языкового бугорка на клыках и резцах, плоская губная поверхность и прямой резцовый край.

Кроме того, исследователи установили, что соотношение размеров резцов и коренных зубов челюсти из пещеры Мислия меньше, чем у неандертальцев. Оно совпадает с соотношением, подсчитанным для зубов останков из пещер Кафхез и Схул, и вплотную приближается к показателям для зубов современного человека. Другими словами, у неандертальцев задние зубы были шире, а передние — уже, чем на найденной челюсти и чем у современных людей.

Установив, что находка в пещере Мислия — это останки человека разумного, а также определив ее возраст, ученые заключают, что расселение древнего человека из Африки началось не позднее чем 177—194 тысяч лет назад. Вместе с первыми H. sapiens, покинувшими Африку, в Средиземноморье появились и каменные орудия труда, свойственные индустрии Леваллуа, также обнаруженные при раскопках.

Исследование опубликовано в журнале Science.

Ранее международный коллектив ученых обнаружил на Крите следы ног, возможно, самого древнего и единственного ископаемого родственника человека и шимпанзе в Европе.

На Ямале обнаружили первый на Земле ледяной вулкан

До сих пор считалось, что криовулканы существуют только на Церере или Марсе, но не на нашей планете.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова изучили обнаруженную на Ямале крупную воронку (диаметр более 20 метров), имевшую неясное происхождение. Оказалось, что она образована не прорывами подземного метана, а из-за процессов криовулканизма, которые, как считалось ранее, существуют лишь на некоторых планетах Солнечной системы. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

В последние четыре года на Ямале находят все больше загадочных воронок, часто довольно большого диаметра. До недавнего времени их происхождение оставалось загадкой. Считалось, что это результат прорывов метана из-под земли, следы своего рода взрывов. Метан, согласно этим гипотезам, мог попасть туда из глубоких подземных месторождений вследствие протаивания прилегающего грунта из-за глобального потепления.

Однако авторы новой работы подошли к проблеме со свежим взглядом. Они изучили признаки промерзания грунтов и структурные особенности льда, встречающиеся в породах близ воронки. Кроме того, они детально исследовали состав талой воды, скапливающейся в воронке, и спутниковые снимки местности до ее образования и после.

Выяснилось, что на самом деле картина взрыва не имеет ничего общего с прорывом метана из подземных месторождений. На снимках за считанные годы перед образованием воронки на ее месте был бугор — выступ, нетипичный для равнинной тундры. Сопоставив это явление с данными анализа самой воронки, авторы работы пришли к выводу, что она возникла в результате ранее неизвестных процессов, которые они назвали криовулканизмом — по аналогии со сходными процессами, идущими на других небесных телах. Следует отметить, что ямальский криовулканизм — биогенного происхождения, что отличает его от абиогенного криовулканизма на иных планетах Солнечной системы. [ ... ]

Так сейчас выглядит пейзаж тех мест, где много тысяч лет назад стояла крепость УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН

Российские археологи уперлись в Великую Бактрийскую стену

Исследование небольшой крепости привело ученых к пониманию, что она была лишь частью громадной оборонительной системы

Древняя пограничная крепость оказалась частью протяженной системы укреплений, пронизывавших всю границу обширного древнего царства Бактрии — исторической области на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.

Ученые Института археологии РАН вместе с Институтом искусствознания (Узбекистан) исследовали бактрийскую пограничную крепость Узундару и доказали, что она была частью большой фортификационной системы, прикрывавшей древнее государство в III веке до нашей эры от набегов кочевников. Соответствующий пресс-релиз поступил в редакцию «Чердака».

Древнее Греко-Бактрийское царство существовало в 250—125 годах до нашей эры и было одним из древнейших государств того времени. Особо выделял его среди соседей синтез восточных и западных культурных признаков — например, буддизма и типично эллинистических скульптур. Однако в силу гибели многих письменных источников, связанных с его историей, известно о нем довольно мало, что делает любые новые археологические находки весьма ценными.

В результате раскопок 2018 года ученые полностью вскрыли цитадель крепости и получили богатый археологический материал. Оказалось, что это первый и пока единственный образец восточной эллинистической крепости этого периода. Крепость поддерживала значительные гарнизоны на протяжении 150 лет подряд. История ее началась в IV веке до нашей эры, когда эта территория относилась к Бактрии, отдельной сатрапии Персидской империи. В 329 году до н.э. она вошла в состав империи Александра Великого, а после его смерти и войны полководцев Александра стала частью царства Селевкидов — самого крупного эллинистического государства на Востоке. При наместнике Диодоте царство стало самостоятельным.

Находки из УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН