Человек может на глаз и нюх опознавать больных людей

Ученые из Германии, Швеции и США выяснили, что человек может обнаруживать болезнь у других людей при помощи своего зрения и обоняния на самой ранней стадии развития болезни.

На протяжении всей эволюции человека, до наступления эры антибиотиков, инфекционные болезни были основной причиной смерти людей. Эпидемии оспы, холеры и чумы выкашивали целые города и страны. Но человечество выжило, потому что люди в процессе эволюции развили большой набор навыков выживания в опасной среде. Одним из таких важных навыков могло быть визуальное и обонятельное определение опасно больного человека и изолирование его от окружающих. Международная команда ученых решила проверить эту гипотезу — может ли человек по одному виду и запаху отделить больного от здорового. Для этого они провели двойной слепой плацебо-контролируемый эксперимент.

Для участия в эксперименте были приглашены добровольцы, которым с их согласия был введен эндотоксин липополисахарид (LPS). Это вещество является компонентом клеточной стенки бактерий и обнаруживается в крови людей, которые больны инфекционными болезнями: при распаде бактериальной клетки LPS попадает в кровь и вызывает воспаление, иммунный ответ организма. Еще одной группе добровольцев ввели безопасный физиологический раствор, не вызывавший никаких реакций. Затем обе группы участников эксперимента были сфотографированы (лица крупным планом), и у них взяли образцы запахов тела. После этого фото участников и образцы запахов показали третьей группе участников в количестве 30 человек.

При этом во время эксперимента участникам из третьей оценочной группы делали МРТ-сканирование мозга. Сканирование показало увеличение нервной активации сетей восприятия запахов и лица в головном мозге при разглядывании фото и вдыхании запахов «больных» людей. Как сказано в отчете исследователей, «супераддитивный (то есть сложенный из нескольких величин — „Чердак“) эффект обонятельно-визуальной интеграции признаков болезни был обнаружен во внутритеменной борозде, которая была функционально связана с основными областями мультисенсорной интеграции в верхней височной борозде и орбитофронтальной коре».

Чтобы окончательно подтвердить свою гипотезу, ученые попросили участников из оценочной группы указать, посмотрев на фотографии, какие из людей выглядели больными, кого они считают привлекательными и с кем они хотели бы пообщаться. Участники эксперимента безошибочно определяли по фото «больных» людей, не считая их привлекательными и не желая с ними общаться. По мнению ученых, все эти полученные данные показывают, что у людей существует основанный на зрении и обонянии базовый поведенческий механизм, помогающий иммунной системе противостоять инфекциям.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученый выдвинул идею, что представление о слабости человеческого нюха лишь миф, и на самом деле мы можем чувствовать запахи не хуже животных.