Жители крупнейшего неолитического поселения страдали от кариеса, насилия и инфекций

Об этом рассказало четвертьвековое исследование Чатал-Хююка

Ученые завершили 25-летнее исследование крупнейшего неолитического поселения Чатал-Хююк, которое располагалось на территории современной Турции. Несмотря на отдаленность во времени, его жители сталкивались с проблемами, которые близки и жителям многих современных городов: они жили скученно, ели преимущественно растительную пищу, страдали от насилия, кариеса, антисанитарии и инфекций.

Поселение Чатал-Хююк появилось в VIII тысячелетии до нашей эры и существовало, по разным оценкам, от 800 до 1800 лет. Это одно из первых в мире земледельческих поселений, поэтому оно постоянно привлекает археологов. С 1993 по 2018 год на месте поселения велись масштабные исследования, в которых участвовали не только археологи, но и антропологи, палеоботаники, палеозоологи и другие специалисты. Они анализировали почву, останки людей, животных и растений, чтобы воссоздать условия жизни во время неолита. Сегодня ученые опубликовали итоги этих исследований в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы исследовали более 700 человеческих останков возрастом от 8 до 9 тысяч лет. Ученых интересовал их изотопный состав — благодаря ему можно узнать, чем питались жители древнего поселения. Оказалось, что обитатели Чатал-Хююка ели много зерновых — пшеницы, ржи и ячменя, а также диких растений. Это сказалось на состоянии их зубов — у 10-13% жителей города антропологи нашли кариес, пародонтоз и другие заболевания полости рта.

Останки из Чатал-ХююкаJason Quinlan / Çatalhöyük Research Project

Кроме зерновых в рацион древних земледельцев входил и белок. Эти данные подтверждают и археологические находки: на территории поселения находили многочисленные останки коз и овец. Со скотом связаны и другие выводы ученых: изменения в поперечном сечении костей ног и содержание в них изотопов, нехарактерных для данной местности, позволили сделать вывод о том, что жители Чатал-Хююка проходили большие расстояния — вероятно, для того чтобы пасти свои стада.

В почве ученые нашли останки паразитов и остатки их яиц, а также следы фекалий человека и животных. По-видимому, переносчиками этих паразитов были все те же домашние животные. Авторы исследования предполагают, что из-за тесноты внутри Чатал-Хююка мусорные ямы и хлевы находились рядом с человеческим жильем, поэтому жители часто страдали от инфекций. На это указывают некоторые деформации их костей.

Читайте также: Прогресс отнял у охотников и собирателей 10 часов отдыха в неделю. Больше всего досталось женщинам: помимо домашних обязанностей на них навалилась еще и работа в поле

Густонаселенность, вероятно, вела к частым случаям насилия. Ученые исследовали фрагменты 93 черепов, и на 25 из них были залеченные повреждения. А обладатели 12 из этих 25 черепов получали травмы по 2—5 раз за жизнь. Форма повреждений указывает на то, что их оставили твердые круглые предметы. Вероятно, это были небольшие глиняные ядра, которые археологи также нашли на территории города. По-видимому, их метали из пращи.

Ученые делают вывод, что картина жизни в Чатал-Хююке во время перехода от охоты и собирательства к земледелию схожа с той, что наблюдалась и в других регионах Азии, а также позже — в Европе, Северной и Южной Америке.