Космический аппарат впервые вышел на орбиту карликовой планеты Цереры

Космический аппарат Dawn впервые в истории человечества вышел на орбиту вокруг астероида (малой планеты) Цереры. Об успешном выполнении маневра сообщило NASA.

Ранее Dawn посетил Весту, вторую малую планету между Марсом и Юпитером. На орбите вокруг Весты он находился 14 месяцев, после чего продолжил путь к Церере. Dawn стал первым космическим зондом, который посещал эти небесные тела.

Церера является шарообразным объектом с диаметром около 950 километров, и, по всей видимости, она покрыта слоем льда. При подлете к ней Dawn сфотографировал в одном из кратеров две яркие точки, природа которых остается неизвестной. В ближайшее время следует ожидать новых высококачественных снимков, а также результатов инфракрасной спектроскопии, при помощи которой ученые определят состав поверхности малой планеты.

Церера и Веста, как они видны с орбиты Земли. Снимок сделан телескопом «Хаббл», одним из лучших инструментов в распоряжении астрономов
Фрагмент снимка Весты вблизи. Видимый на этом изображении участок имеет в длину менее ста километров. Фото: NASA

Ученые из Новосибирска показали «алкотестер для рака»

Прибор для обнаружения в выдыхаемом человеком воздухе веществ, указывающих на возможное появление рака, разработали специалисты новосибирского Института физики полупроводников.

Как

сообщает

ТАСС со ссылкой на руководителя лаборатории физических основ материаловедения кремния ИФП Владимира Попова, онкомаркеры — вещества, появляющиеся при развитии опухоли, «можно регистрировать в выдохе, как в алкотестере. Прибор покажет, что вы выдыхаете, и таким образом можно диагностировать рак легких». При этом технология, о которой говорит исследователь, допускает анализ не только воздуха, но и биологических жидкостей.

С технической точки зрения диагностическая система представляет собой кремниевый чип с транзисторами, сформированными на основе нанопроволок с добавлением антител к интересующему ученых или врачей веществу. Нанопроволочные транзисторы размещены в специальных микроячейках, куда поступает анализируемая жидкость или газ. Если в среде оказываются искомые молекулы, то они связываются с антителами — транзисторы срабатывают, и чип выдает сигнал. [ ... ]

В Томске создали гибкие солнечные батареи

Сотрудники Томского государственного университета совместно с коллегами РАН создали новый вид солнечных батарей. В их основе так называемые ячейки Гретцеля — дешевые элементы из доступных материалов, которые к тому же можно сгибать.

Как

сообщается

на официальном сайте университета, особенность новых солнечных батарей заключается в том, что они, в отличие от своих кремниевых «собратьев», значительно легче и дешевле. Основой для таких батарей служат оксидные наноматериалы и их композиции.

Приставка «нано» означает, что речь идет о материале с необычной структурой: это может быть как [ ... ]

Российские химики разработали новую метку для слежения за молекулами белка

Российские химики разработали новый метод слежения за молекулами белков с помощью искусственной метки. Метод был опробован на молекуле пчелиного яда (мелиттина), которой прикрепили атом рутения — платинового металла, не встречающегося в организме.

Модифицированный пчелиный яд ввели в кровь мышам и затем проанализировали органы, в которых концентрировался металл. Повышенное содержание рутения в печени, почках и селезенке показало, что организм расщепляет мелиттин преимущественно в этих органах. Статья, посвященная этому исследованию, опубликована в журнале

Chemistry – A European Journal.

Результаты исследований могут оказаться полезными для биохимии и медицины, поскольку пчелиный яд обладает ярко выраженной биологической активностью. Например, наночастицы, заряженные молекулами пчелиного яда, эффективно подавляют рост бактерий, раковых клеток и даже вируса СПИДа. Кроме того, разработанный метод можно использовать для изучения работы собственных белков организма.