Самка мухоловки высиживает кладкуAxel Strauß / wikimedia commons / GNU FDL

Из-за изменения климата в Нидерландах обострился конфликт между синицами и мухоловками. Им не хватает скворечников

Из-за потепления мухоловки стали прилетать на Север раньше и натыкаться там на синиц, которые не хотят уступать им скворечники

Ученый из Гронингенского университета вел наблюдения за большими синицами и мухоловками-пеструшками с 2007 по 2016 год и обнаружил, что конкуренция за места гнездования обострилась из-за изменения климата. Это приводит к печальным последствиям для мухоловок, которые меньше и слабее синиц.

Мухоловка — небольшая птичка отряда воробьинообразных, которая выкармливает своих птенцов гусеницами. В этом они с синицами похожи, и эта похожесть становится причиной конкуренции между видами. Обе птицы стараются начать гнездиться тогда, когда гусеницы выползают, чтобы поесть свежих листьев на деревьях.

Из-за изменения климата мухоловки стали прилетать в Европу раньше, и их сроки гнездования опасно сблизились с синичьими. Все бы ничего, но изменение климата не отменяет периодических холодных зим и поздних весен, о чем не знает мухоловка, которая проводит время в Африке. Зато об этом прекрасно осведомлены синицы, которые никуда не улетают, всю зиму проводят в Европе и гнездоваться в холода не начинают.

Когда наконец наступает тепло, прилетают мухоловки и начинают гнездоваться одновременно с синицами, причем в тех же самых скворечниках. Здесь проявляется еще одно различие между видами — в массе тела. Синица в целом крупнее мухоловки, к тому же  агрессивнее, а жить с мухоловкой вместе не намерена, так что в итоге синицы остаются со скворечниками, а мухоловки лишаются и жилья, и зачастую жизни. Ученый осмотрел за время исследования 950 скворечников, и, по его словам, которые приводит пресс-релиз университета, синицы в драке за жилплощадь обычно раскалывают череп мухоловкам и выедают мозг.

Синица в скворечнике и мертвая мухоловкаChristiaan Both

Если же зима выдалась мягкой, это все равно на руку синицам: морозов меньше, а семян деревьев больше (ученый подсчитал урожай плодов бука, который зависит также от суровости зимы). Популяция синиц после теплой зимы больше, чем обычно, а это значит, что и свободных скворечников останется мало, когда мухоловки наконец прилетят из Африки.

Автор исследования надеется, что по мере дальнейшего потепления время наступления весны сдвинется еще сильнее и сроки гнездования синиц и мухоловок снова разойдутся во времени. К тому же он обратил внимание, что жертвами яростных синиц в основном становятся самцы мухоловки, которые прилетели позже всех, а такие, по мнению ученого, и без синиц обычно остаются без потомства. Во всяком случае, численность мухоловки-пеструшки пока не пострадала.

Бокоплав-кузнечик выживает в «горячей» воде за счет неверного жиросжигания

Устойчивость к высокой температуре во многом зависит от способности обходиться без кислорода.

Ученые из Иркутского государственного университета, Белорусского государственного университета, Байкальского исследовательского центра, Красноярского научного центра СО РАН и Сибирского федерального университета узнали, как бокоплав-кузнечик Gammarus lacustris реагирует на постепенный рост температуры окружающей воды и какими биохимическими приспособлениями он пользуется, чтобы выжить. Оказалось, что в горячей воде в клетках гаммарусов этого вида активно окисляются липиды, а работа «бескислородного» фермента лактатдегидрогеназы тормозится, но кислородное дыхание идет с еще большим трудом. Научная статья опубликована в журнале PeerJ.

Температура — один из важных факторов, определяющих устойчивость наземных и водных экосистем. Учитывая, что в последнее десятилетие средняя температура воды на поверхности озер выросла на 0,34 градуса Цельсия и продолжает увеличиваться, сообщества озер уже претерпевают и дальше будут претерпевать существенные изменения. Соответственно, необходимо понять, как на потепление воды реагируют ее обитатели. Авторы исследования для этой цели избрали широко распространенного в Евразии бокоплава-кузнечика Gammarus lacustris. Он переносит колебания кислотности, солености и содержания кислорода в широких пределах, и у него с высокой вероятностью можно обнаружить биохимические приспособления к изменениям всех названных факторов. Учитывая, что толерантность (устойчивость) к повышенным температурам зависит и от того, насколько успешно организм справляется с недостатком кислорода, бокоплав-кузнечик хорошо подходит для изучения тепловой толерантности.

Рачков этого вида собирали планктонной сеткой в июле 2013 года на озере Шира (Республика Хакасия). Соленость там составляет 15−17 промилле, и это один из самых соленых водоемов, где могут жить Gammarus lacustris. Температура воды во время ловли гаммарусов составляла 15 градусов Цельсия. Сразу после сбора рачков их пересаживали в двухлитровые сосуды с водой из их местообитания, ее температура составляла 7 градусов Цельсия. В каждой банке плавало по 100 животных. (Ученые отбирали особей примерно одинаковой длины — 8−10 мм.) В течение недели гаммарусы акклиматизировались в этих условиях. Раз в два дня им меняли воду и каждый день кормили картофелем.

По прошествии недели акклиматизации начался эксперимент: каждый час температуру воды в сосудах поднимали на один градус Цельсия, и так до 33 градусов. Раз в два часа из воды вылавливали четырех рачков и определяли содержание белков теплового шока (главным образом HSP70) и активность фермента лактатдегидрогеназы. Белки теплового шока помогают клеткам справляться со стрессом, вызванным в том числе повышенными температурами. А лактатдегидрогеназа участвует в реакциях так называемого бескислородного дыхания — гликолиза. Ее активность определяет, насколько хорошо клетка переносит недостаток этого газа — анаэробные (бескислородные) условия. Кроме того, исследователи учитывали количество пероксидов липидов, образовавшихся при повышении температуры воды. Этот параметр отражает уровень стресса, испытываемого клеткой: пероксиды токсичны для нее и относятся к активным формам кислорода. [ ... ]

Самкам волнистых попугайчиков понравились самцы, способные подойти к еде с умом

Способность открыть коробку с едой нравилась самкам даже больше, чем просто еда

В серии экспериментов зоологи из Китая и Нидерландов показали, что самкам волнистых попугайчиков начинают нравиться те самцы, что проявили при них свой ум, даже если до этого они тех же самых самцов отвергли.

Еще со времен Дарвина ученые пытаются установить, что направляет половой отбор в животном мире. Одним из возможных признаков считаются высокие когнитивные способности самцов, что делает их более привлекательными в глазах самок. Но доказать это напрямую, по крайней мере для птиц, не так просто. В данном случае ученые провели серию экспериментов, чтобы проверить эту гипотезу.

Для этого зоологи взяли волнистых попугайчиков, у которых в природе самец кормит самку, пока она высиживает яйца и заботится о птенцах. Поэтому, рассудили ученые, способность добыть пищу должна считаться привлекательной в глазах самок этого вида.

В серии экспериментов участвовала 51 птица, которых разделили на две группы: экспериментальную (18 самцов и 9 самок) и контрольную (16 и 8 особей соответственно). В первом эксперименте самке предлагалось выбрать из двух самцов. Тот, с кем она проводила больше времени, считался избранником. Эксперимент с каждой самкой повторялся восемь раз, чтобы проверить все пары самцов. Внешне попугайчики при этом никак специфически не отличались.

После этого отвергнутых самцов вне поля зрения самок учили находить еду, открывая чашку Петри и тройную коробку (коробку, внутри которой коробка, а в той — еще одна коробка). А затем серию экспериментов повторяли. На этот раз все обученные отвергнутые попугайчики демонстрировали самкам способность открывать коробки и находить еду, то есть свою смекалку. [ ... ]