Одомашнивание поменяло у кошек гены, отвечающие за память, обучение и страх

Отбор человеком наиболее сообразительных кошек в процессе одомашнивания привел к тому, что у них изменились гены, связанные с памятью, обучением и чувством страха, выяснили ученые, статья которых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Кошки — популярные домашние животные, в мире их насчитывается около 600 миллионов. Самые ранние свидетельства совместного существования кошек и людей найдены на Кипре и в Китае, возраст находок оценивается в 9,5 и 5 тысяч лет соответственно. В то время люди осваивали земледелие, и кошки были отличной подмогой в борьбе с грызунами. Однако в последнее время, около полутора веков, домашних кошек разводят в первую очередь из эстетических соображений.

Уэсли Уоррен (Wesley Warren) из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе (США) и его коллеги, в том числе Стефан О’Брайен (Stephen O Brien), руководитель Центра геномной биоинформатики им. Ф.Г. Добржанского в Санкт-Петербурге, получили первую полную расшифровку генома домашней кошки и сравнили его с геномами других кошачьих и млекопитающих, в частности тигра, собаки, коровы и человека, с целью выяснить, как повлияло на кошачьи гены одомашнивание и чем кошки отличаются от других животных на генетическом уровне.

Они обнаружили, что у домашних кошек отличаются гены, которые связаны с работой памяти, чувством страха и обучением. Ученые полагают, что отбор людьми кошек на сообразительность был основным фактором, повлиявшим на изменения в кошачьем геноме в процессе одомашнивания.

Ученые также выявили гены, особенно отличающие кошек от других хищников. Так, хищники вообще обладают исключительно острым слухом, а у кошачьих при этом — самый широкий диапазон, который позволяет им слышать не только движения добычи, но и ультразвук, который некоторые животные используют для коммуникации. Кроме того, кошки меньше остальных хищников склонны питаться чем-нибудь, кроме мяса. У человека такая диета вызывала бы проблемы с сердцем и сосудами, потому что с мясом организм получает много жиров. Кошачий метаболизм устроен так, что им мясная диета не вредит. Схожие генетические варианты, связанные с перевариванием жиров, также есть у белых медведей.

Как пояснил Стефан О’Брайен, за последние несколько недель были опубликованы две статьи: одна в GigaScience, а вторая — в PNAS. В первой статье была представлена аннотация генома домашней кошки, то есть ученые получили кошачью ДНК и установили, где в ней какие гены расположены и какие у них функции. Авторы второй статьи провели статистический анализ этих данных, чтобы выявить те признаки, которые предположительно появились в результате разведения домашних кошек.

«Первая работа была полностью проведена российскими учеными из Центра геномной биоинформатики им. Ф.Г. Добржанского, во втором случае они играли вспомогательную роль, предоставляя образцы и некоторую информацию об аннотации генома. Часть статистических программ была разработана международной командой, в основном из США. Собственно секвенирование генома выполнялось в двух местах: Университете Вашингтона в Сент-Луисе и в Пекинском институте геномики в Китае», — рассказал ученый.