Минсельхоз США делал из кошек каннибалов, а потом убивал их. Все это ради исследования паразитического заболевания, которым заражена половина населения Земли

Американская неправительственная организация утверждает, что Министерство сельского хозяйства США в течение многих лет проводило жестокие и нецелесообразные эксперименты над кошками и собаками. В частности, работники ведомства кормили кошек и собак такими же животными, заражали токсоплазмой, а потом умерщвляли. Все это делалось, по словам представителей Минсельхоза, ради здоровья американцев.

The White Coat Waste Project (это название можно перевести как «Отбросы в белых халатах») — некоммерческая организация, объединяющая, по словам ее членов, около 400 000 зоолюбителей и ставящая целью прекратить в США эксперименты над животными, оплачиваемые из бюджета страны. 20 марта организация опубликовала доклад об экспериментах американского Министерства сельского хозяйства по исследованиям токсоплазмоза — одного из самых распространенных паразитических заболеваний.

Его вызывает одноклеточный паразит токсоплазма (Toxoplasma gondii), который интересен тем, что может заражать практически любые ткани животных, птиц и человека. Несмотря на то что токсоплазмой заражены от трети до половины всех людей на планете, в большинстве случаев заболевание проходит бесследно для здоровья.

Однако в некоторых случаях инфицированные могут провести несколько недель с повышенной температурой, головными и мышечными болями, болезненными лимфатическими узлами, рвотой, судорогами и другими неприятными последствиями. Также это заболевание опасно для беременных женщин, так как может передаться плоду. При врожденном токсоплазмозе ребенок может погибнуть в утробе матери либо после рождения от общей инфекции, приобрести поражение нервной системы, глаз и других органов и олигофрению. Кроме того, токсоплазма может снизить умственные способности школьников.

Читайте также: Взяли в голову. Как паразиты управляют поведением своих хозяев

Люди могут заразиться токсоплазмой разными путями, например через плохо прожаренное мясо или сырых моллюсков, посредством непастеризованного козьего молока, а также после контакта с кошачьими экскрементами. Кошки играют в жизни паразита наиболее важную роль: только в них токсоплазма может пройти полный жизненный цикл. Вместе с экскрементами животное выделяет миллионы подобных паразитов.

Согласно докладу, Минсельхоз США начал эксперименты с кошками в 1982 году, и большую их часть (121) провели до 2000 года в Лаборатории паразитических болезней животных в Мэриленде. Всего в них участвовало около 4 тысяч кошек и 400 собак. Эксперименты были нескольких типов. Во-первых, выделение цист — временной формы существования многоклеточного, в которой тот находится в защитной оболочке. С этой целью каждый год использовали до 100 котят в возрасте около восьми недель, которых кормили мясом, зараженным токсоплазмой. Затем ученые собирали из их экскрементов цисты паразитов, чтобы использовать их в дальнейших экспериментах. Хотя котята оставались здоровыми, их умерщвляли и сжигали, поскольку те были больше не нужны.

Во-вторых, кошек, собак и лабораторных мышей кормили тканями (мозг, сердца и языки) других кошек и собак, чтобы проверить, заразятся ли они паразитом через ткани. Как утверждается в докладе, для этой цели подбирали либо бездомных животных, либо из приютов в странах Африки и Латинской Америки, либо покупали на мясных рынках Китая и Вьетнама. По словам авторов доклада, тканями сородичей кормили 2684 животного (82% от всех). Исследования по итогам таких экспериментов находятся в открытом доступе.

Читайте также: Мурчащая лаборатория. Удивительные факты о кошках, неизвестные их хозяевам до появления науки

Наконец в третьем типе экспериментов животных намеренно заражали большим количеством паразитов, чтобы увидеть реакцию организма на инфекцию. Как правило, животные после этого погибали.

Авторы доклада заявляют, что подобные эксперименты жестоки, нецелесообразны и не имеют отношения к общественному здоровью. Токсоплазму можно обнаружить с помощью тестов на мышах, анализа антител в крови или выявдения ДНК-паразитов с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР). К тому же всего одно зараженное животное выделяет миллионы цист, так что использовать и убивать для этих целей сотни животных не было никакой нужды. Кроме того, в природе кошки и собаки не питаются сородичами, так что в экспериментах такого рода просто нет смысла.

Представитель Минсельхоза США в разговоре с журналом Time никак не прокомментировал доклад. «Служба... продолжает оценивать, как лучше проводить исследования токсоплазмоза ради сохранения здоровья американцев. Министерство сельского хозяйства США по-прежнему защищает безопасность поставок продуктов питания и строго соблюдает этические стандарты», — приводит его слова издание. На сайте и в официальных аккаунтах министерства в соцсетях никаких комментариев по поводу этого доклада нет. Изданию New York Post министерство также отказалось давать комментарии.