Ученые использовали кремниевые наночастицы для уничтожения раковых опухолей

Российские ученые предложили использовать наночастицы кремния для лечения раковых опухолей путем нагрева тканей при помощи радиоизлучения. Их статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Метод, при котором раковая опухоль уничтожается благодаря нагреву тканей радиоволнами, называется радиочастотной абляцией. При таком лечении в раковую опухоль вводится игла, через которую проходят радиоволны, волны нагревают окружающие ткани, и раковые клетки гибнут. У этого метода есть ряд ограничений, в частности, он применим для лечения опухолей лишь в некоторых органах, поэтому в настоящее время ученые ищут способы его усовершенствовать.

«Эффективность лучевой терапии может быть существенно увеличена за счет использования сенсибилизирующих веществ, то есть специально разработанных поглотителей, которые доставляются к опухоли (активно или пассивно), накапливаются в ней, а затем, поглощая большую часть энергии радиоизлучения, нагревают раковые клетки и таким образом способствуют их избирательному уничтожению», — пишут в своей статье Виктор Тимошенко с физического факультета МГУ и его коллеги.

Действительно, в опытах других ученых наночастицы золота уже показали способность хорошо поглощать радиочастотное излучение даже при относительно небольших концентрация частиц порядка миллиграмма на миллилитр. Как было ранее доказано в опытах на крысах, раковые опухоли при этом действительно отмирают.

Однако Тимошенко и его коллеги отмечают, что золотые наночастицы не биоразлагаемы, а последствия их накопления в организме непредсказуемы. В своей статье они предложили использовать частицы на основе кремния, которые не только являются биосовместимым материалом, но и разлагаются в тканях, после чего выводится из организма. Хотя в отличие от золота кремний лишь полупроводник, нагревает ткани он не хуже и также может использоваться для уничтожения опухолей.

Хотя чистый кремний и является весьма твердым материалом, он может существовать также в пористой форме и в виде наночастиц. В этих случаях удельная площадь кремния очень велика, и он гораздо быстрее превращается в кремниевую кислоту, практически безвредное и быстро выводящееся из организма вещество. На русском языке подробнее прочитать об экспериментах с наночастицами кремния можно, например, в обзоре 2013 года Геннадия Котковского (МИФИ) и соавторов.

Тимошенко и его коллеги вводили мышам с раковыми опухолями суспензию, содержащую кремниевые наночастицы. Ученые показали, что нагрев опухоли при помощи радиоизлучения, проводимого этими частицами, останавливал ее рост и заставлял уменьшаться в размерах.

Исследователи отмечают, что целью их работы было показать принципиальную возможность использования кремниевых наночастиц для лечения раковых опухолей, а для практического применения полученных результатов требуются дополнительные исследования.