У собак нашли мышцы, которые ставят брови домиком

При этом у волков такие мышцы практически не развиты

Ученые выяснили, что в процессе эволюции собаки развили специальные мимические мышцы. Ученые предполагают, что собакам это нужно было для того, чтобы лучше манипулировать людьми.

Собаки отделились от волков около 33 000 лет назад, став питомцами человека. За это время они научились прекрасно общаться с хозяевами, понимать их сигналы, переданные словами или жестами. Например, недавнее исследование японских ученых показало, что человек и собака умеют образовывать между собой окситоциновую петлю. Это значит, что они получают удовольствие от общения друг с другом и удовольствие от того, что видят признаки этой радости на физиономиях друг друга.

Поскольку окситоциновая петля возникает после того, как установился зрительный контакт, ученые из Великобритании и США предположили, что у собак должны быть какие-то мимические мышцы, которые они используют для общения с приматом. Если такие мышцы есть, то их, возможно, нет у предков собак, волков, или те не умеют ими пользоваться.

Исследователи изучили мускулатуру шести собачьих (лабрадора-ретривера, бладхаунда, чихуахуа, немецкой овчарки, сибирского хаски и дворняги) и четырех волчьих морд. Оказалось, что мускулы этих зверей почти одинаковы, за двумя исключениями — мышцы, которая поднимает внутреннюю часть брови (лат. levator anguli oculi medialis), и другой, которая оттягивает внешний угол век к вискам (лат. retractor anguli oculi lateralis). Первая нужна, чтобы делать брови домиком, а вторая — щурить глаза.

Одна из собак, участвовавших в работеJuliane Kaminski et al. / PNAS

Сказать, что у волков этих мышц нет совсем, было бы некорректно: они есть, но очень слабо развиты. Если у собаки это полноценные мускулы, то у волка — отдельные редкие волокна с большим количеством соединительной ткани между ними. С мышцей, которая тянет угол век к виску, то же самое: она слабо развита у волков и хорошо — у всех исследованных собак, кроме хаски. Ученые считают, что это связано с древностью породы.

После анатомии исследователи изучили поведение животных. Один из авторов статьи отправился в собачий приют и заснял мимику 27 собак, а потом — 9 волков в волчьем парке. Оказалось, что собаки по сравнению с волками примерно в пять раз чаще делают брови домиком.

Волк, участвовавший в экспериментеJuliane Kaminski et al. / PNAS

Ученые назвали движение бровями вверх AU101 (Action Unit 101). Есть две гипотезы появления этого движения. Согласно первой из них, это движение делает собак более похожими на детей и запускает у человека родительское поведение. В пользу этого говорят результаты исследования, которое показало, что людям больше нравятся те собаки, которые больше похожи на детей.

Другая гипотеза гласит, что собака, поднимая брови, делает более заметной склеру, белую часть глаза. Среди приматов она хорошо заметна только у человека — возможно потому, что помогает отследить движение глаз и направление взгляда, а это важно для социальных взаимодействий. Есть исследование, которое показывает, что дети предпочитают объекты (чучела животных), у которых склера хорошо видна, как и у них самих.

Читайте также: Сыграть в эволюцию. Вы думаете, что из хищников мы одомашнили только кошку и собаку? Нет, еще и лису!

Авторы статьи не ожидали, что всего за 33 000 лет у собак и волков стали сильно отличаться целых две мышцы. Для эволюции, если речь идет о млекопитающих, это очень небольшой срок. Ученые считают, что мышцы и их использование развились в результате отбора человеком — в процессе одомашнивания волка люди отбирали тех особей, у которых, возможно, уже были задатки, то есть более развитая мимическая мускулатура.

Ученые заключают, что теперь нужно изучить лицевые мускулы других зверей, которые давно живут с человеком, — лошади и кошки. Кроме того, пишут они, интересно изучить на этот счет лис, одомашненных в Новосибирске.