Потепление климата создало риск превращения северных лесов в источник углекислого газа. Это происходит из-за пожаров, которые уничтожают почвенные запасы углерода

Ученые пришли к выводу, что происходящие все чаще лесные пожары могут запустить цепную реакцию выбросов CO2 в атмосферу. Огонь уничтожает запасы органики в почве быстрее, чем они успевают восполняться. Из-за этого лес может стать не столько поглотителем углекислого газа, сколько его источником.

На фоне глобального изменения климата лесные пожары случаются все чаще, а их масштаб становится все больше. Они уничтожают ресурсы и, кроме того, еще и высвобождают углекислый газ, который деревья усваивали столетиями, уменьшая количество парникового газа в атмосфере.

Огонь уничтожает не только деревья, но и органику из почвы — корни растений, грибы и микробы, животных, останки живых организмов. Этот материал тоже играет роль хранилища диоксида углерода. В новой работе ученые из США и Канады решили выяснить, как пожары влияют на почвенную органику.

Они собрали профили почвы на 32 участках в северо-западных территориях Канады, пострадавших от сильных лесных пожаров в 2014 году. В образцах ученые выяснили глубину слоя органики, количество и возраст углерода. Оказалось, что он накапливается в северных лесах очень долго: самым старым и глубоким образцам было 1670 лет, они залегали на глубине около 1,8 метра. Тем не менее пожары полностью уничтожили запасы углерода, накопленные с 1966 года, на 21 участке из 32. Это значит, что пожары 2014 года сожгли даже те запасы углерода, которые пережили предыдущие возгорания. Это произошло из-за того, что за последние 60 лет лесные пожары случаются чаще и чаще.