Бонобо бескорыстно помогают незнакомцам

Ученые из Университета Дьюка в США обнаружили у бонобо признаки ксенофилии, то есть любви к чужакам. Обезьяны охотно помогали незнакомцам без всякой причины и стимула.

Ксенофилия — это предрасположенность и доверие к незнакомцам, понятие, противоположное ксенофобии. Человек проявляет ксенофилию, например, когда придерживает дверь в метро перед следующим пассажиром. Доверие делает возможным накопление и приумножение знаний и сотрудничество внутри человеческого общества.

По одной из гипотез, ксенофилия появляется у тех видов, у которых дружить с незнакомцами выгоднее, чем бояться их, а возможные выгоды от сотрудничества перевешивают риск нарваться на неприятности. Чтобы проверить гипотезу и понять, как ксенофилия развилась у человека, американские исследователи изучали социальное поведение бонобо. Бонобо, или карликовый шимпанзе, — ближайший родственник шимпанзе и человека. Хотя обычный шимпанзе и бонобо очень похожи, у них есть и важные различия, причем не только во внешности. Шимпанзе больше, чем бонобо, склонны к разрешению конфликтов силовым путем, ведут себя агрессивно, а их общество основано на патриархате. У бонобо все наоборот: они не агрессивны, конфликты разрешают через секс, а в их обществе самки главнее.

Изображение: Jingzhi Tan et al., 2017

Ученые сажали поочередно 16 обезьян в высокую клетку, рядом с которой стояла клетка пониже с незнакомой обезьяной. Над второй клеткой на веревке висела еда, но веревка была прикреплена к потолку так, чтобы бонобо снизу не мог дотянуться до еды. Зато первый бонобо, из высокой клетки, мог помочь соседу — просунуть руку между прутьев и отцепить веревку, чтобы еда упала в соседнюю клетку. При этом еда никак не могла достаться самому благодетелю. Оказалось, что бонобо отцепляли веревку с едой вчетверо чаще, если в соседней клетке сидела другая обезьяна, хоть и незнакомая.

Ученые провели еще один эксперимент, чтобы увериться в том, что бонобо способны к ксенофилии, используя как маркер этой способности заражение зеванием. Они показывали обезьянам видеозаписи, на которых зевали другие бонобо — как знакомые, так и нет. Оказалось, что бонобо зевали в полтора раза чаще, если видели зевающих обезьян на видео, неважно, знакомых или нет. Как пишут ученые, обычные шимпанзе в таком же эксперименте на зевки незнакомцев не реагируют.

Авторы исследования сделали вывод, что гипотеза верна и человек, как и бонобо, развил способность к ксенофилии потому, что сравнительно низкая агрессивность обоих видов позволяет получать выгоду из взаимного доверия, которая перевешивает издержки. Осталось невыясненным, унаследовали ли люди способность к ксенофилии от общих с бонобо предков или развили самостоятельно.

Исследование описано в журнале Scientific Reports.

Обезьяны не только кормят своих незадачливых соседей просто так, но и помогают человеку открыть коробочку, даже недоумевая, зачем она ему нужна. Читайте об этом на «Чердаке».