Исследователи заменили крысам зрение на способность чувствовать магнитное поле

Японские ученые вживили слепым крысам в мозг электроды, сигналы которых соответствовали направлению, в котором повернута голова животного. Исследователи обнаружили, что через 2-3 дня крысы были способны ориентироваться в пространстве не хуже зрячих.
«Наша работа показывает потенциал, или скрытые способности, нашего мозга. Мы продемонстрировали, что мозг млекопитающего пластичен даже во взрослом возрасте — в такой степени, которая позволяет освоить совершенно новый вид ощущений», — пояснил руководитель научной работы Юдзи Икегая (Yuji Ikegaya) из университета Токио (Япония).

Ученые соединили электронный компас (подобный тому, что можно найти в любом смартфоне), два вольфрамовых микроэлектрода, разряды от которых стимулировали визуальную кору крысиного мозга, и аккумулятор. Прибор был очень легким, и ученые могли включать и выключать его по своему усмотрению. Он автоматически определял направление, в котором была повернута голова животного, посылал на электроды соответствующий тому или иному направлению сигнал. Затем таких мышей обучали искать пищу в Т-образном или более сложном лабиринте. После 2-3 дней крысы начинали справляться с заданием не хуже своих зрячих собратьев.

Самое простое применение этой технологии — встроить геомагнитные датчики в трости, которыми пользуются слепые. В более широкой и отдаленной перспективе люди могут дополнить привычные пять чувств датчиками, которые будут регистрировать геомагнитное поле, ультрафиолет, ультразвук и другие типы сигналов. Возможно, сейчас мы не используем свой мозг «на всю катушку», причем это ограничение зависит не от наших усилий, а от ограниченности наших органов чувств. Реальный мир может быть куда более «красочным», чем тот, что мы воспринимаем сейчас, считает Икегая.

Работа ученых опубликована в журнале Current Biology.