Российские ученые создали биосенсор для определения количества ванилина в продуктах

Разработка российских ученых позволит значительно упростить анализ сырья в пищевой промышленности на содержание одного из самых популярных ароматизаторов.

В пищевой промышленности для определения концентрации веществ используют такие сложные методы, как жидкостная хроматография и масс-спектрометрия. Они трудоемкие, дорогостоящие и требуют специальной лаборатории. Значительно упростить процесс поможет прибор, разработанный специалистами научно-производственного комплекса «Технологический центр».

В основе технологии — использование ДНК-аптамеров — коротких цепочек ДНК, способных за счет своей структуры «узнавать» другие молекулы. В таких цепочках последовательность нуклеотидов определяет, как будет выглядеть свернутая 3D-структура. 3D-структура в свою очередь может выступать в роли «замка», к которому подходят определенные молекулы-«ключи». Ученые подобрали аптамер, который за счет комбинации нуклеотидов избирательно может связываться именно с ванилином, и покрыли им поверхность полевого транзистора. Это позволило получить миниатюрный датчик для химического анализа.

«В наших работах мы делаем из полевых транзисторов химические датчики. Если несколько таких транзисторов-датчиков объединить с обычными полевыми транзисторами, то можно получить устройство, которое будет определять и анализировать многокомпонентный состав. И все это на чипе размером с ноготь», — рассказывает начальник лаборатории научно-производственного комплекса «Технологический центр» Александр Кузнецов.

Схема биосенсора. Фото: Александр Кузнецов, Наталья комарова и др.

Сенсор определяет нужное соединение на фоне других присутствующих в жидкости. Эксперименты ученые проводили на экстракте кофе, в который добавили ванилин.

В будущем подобные датчики можно будет использовать для входного контроля сырья или в технологических процессах изготовления продуктов. Это сделает процесс намного быстрее и дешевле в сравнении с используемыми сейчас методами.

Результаты исследований ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Microchimica Acta.

Подробнее о том, что такое биосенсоры и как они используются в биотехнологиях, смотрите на «Чердаке».