Биологи выяснили, что собак одомашнили в Азии, а не в Европе

Новые результаты, полученные исследователями из Корнеллского университета, доказывают, что впервые человек приручил собаку в Центральной Азии, где-то в районе Монголии и Непала.
Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые проанализировали ДНК 549 бездомных собак со всех континентов. Были изучены данные из 38 стран мира. Команда заложила основу для базы данных по дворнягам. Несмотря на то что эти собаки живут бок о бок с людьми, их ДНК несет более точную генетическую информацию о первых популяциях, в отличие от искусственно выведенных породистых собак.

Тем не менее исследователи использовали также 4676 образцов ДНК чистокровных «современных» собак, относящихся к 161 различной породе. Многие из них были европейского происхождения.

Для повышения надежности анализа ученые рассматривали хромосомы, унаследованные от обоих родителей: в предыдущих исследованиях использовалась либо митохондриальная ДНК, унаследованная от матери, либо ДНК мужских половых хромосом.

18 805 изученных генетических маркеров указали на то, что корни домашней собаки уходят в Центральную Азию. Анализ также выявил, что прирученные собаки позже появились в других районах Азии, в частности в Индии.

Команда Бойко считает, что охотники-собиратели Центральной Азии приручили волков постепенно. Увеличение плотности населения, появление более совершенных методов охоты и изменение климата, возможно, повлияло на сокращение числа хищных волков и подтолкнуло их к более удобному способу добывать еду — питаться пищевыми отходами, которые оставлял после себя человек. Таким образом, волки все ближе подбирались к дому человека, и со временем стали приручены.

Но не все коллеги авторов считают результаты данного исследования окончательными. «Я уверен, что узнать правду можно лишь с помощью анализа древних останков», — говорит шведский ученый Олаф Тельман.