Биологи проверили «гипотезу бабушки» на косатках

Ученые из США и Великобритании в течение девяти лет наблюдали за популяцией косаток у побережья Северной Америки. За это время они выяснили, что самки, выйдя из репродуктивного возраста, становятся лидерами в своей стае и помогают ей выживать.

Косатки — это крупные морские млекопитающие из семейства дельфиновых. Они ведут стайный образ жизни и могут питаться как ластоногими, так и преимущественно рыбой. Их особенность в том, что самки этого вида живут значительно дольше, чем самцы. Особи женского пола доживают до 90 лет, а самцы умирают в возрасте 50 лет. Это напоминает то, как разнятся сроки жизни у мужчин и женщин в человеческой популяции. В этом случае возникает вопрос, зачем людям и косаткам нужны самки, которые уже вышли за пределы репродуктивного периода, то есть бабушки.

В эволюционной биологии существует понятие «гипотеза бабушки». Она предполагает, что самки в менопаузе выполняют важную функцию: они помогают выживать потомству своих детей (вероятно, по этой причине у бабушек человека есть постоянное желание накормить своих внуков и следить за тем, как они одеты).

В ходе девятилетнего наблюдения за популяцией косаток у восточного побережья США биологи изучали поведение этих млекопитающих. Были исследованы родственные связи в стае, фиксировалось то, какие особи становились лидерами и вели за собой других косаток.

Оказалось, что самки в целом чаще становятся лидерами в стае, чем самцы. Наибольший вес в стае среди самок имели те, кто уже был не способен к размножению. За такими косатками-бабушками следовало большее количество ведомых китов при поиске добычи.

Рацион косаток в этой популяции почти на 90% состоит из лосося. В те периоды времени, когда лосося становилось меньше, косатки-бабушки становились лидерами чаще. Их опыт позволял стае выживать в «голодные» годы. Интересно, что самцы более охотно следовали за косатками-бабушками, чем самки. Это может быть связано с большей зависимостью самцов от своих матерей: выживаемость у молодых самцов падает после смерти их матери сильнее, чем у молодых самок.

Долгая постменопаузальная жизнь редка в природе. Авторы исследования согласны с предположением, что менопауза возникнет в тех случаях, когда передача информации последующим поколениям будет выгоднее, чем появление на свет новых представителей вида. Особенно это важно у крупных млекопитающих. Например, у африканских слонов пожилые слонихи также чаще становятся лидерами. Выгоднее передать имеющийся опыт молодым животным, чем рисковать ими. Это приведет к дополнительным затратам на деторождение, что может отрицательно сказаться на выживаемости вида. Также возникновение менопаузы связано со структурой стаи. Самки не должны ее покидать, иначе не возникнет механизма передачи информации.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Ранее ученые определили, что самцы шимпанзе не так плохи в качестве отцов, как представлялось ранее.