Биологи пощипали крыс за хвост, чтобы сравнить спирт с дофамином

Оказалось, что оба вещества являются неплохими обезболивающими.

Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета и Университета Уэйк Форест измерили, как меняется концентрация дофамина в прилежащем ядре у крыс, когда их щиплют за хвост. Они выяснили, что дофамин особенно активно выделяется в этом участке головного мозга, если несколько болевых стимулов идут друг за другом. Научная статья опубликована в журнале ACS Chemical Neuroscience.

Нейромедиатор дофамин играет важную роль в распознавании разнообразных наград. Он выделяется в среднем мозге (в частности, в прилежащем ядре), когда организм получает нечто приятное. Этот аспект его действия изучен весьма подробно. Однако про то, какую роль дофамин играет в восприятии негативных стимулов, известно значительно меньше. Существуют данные, что прилежащее ядро выбрасывает этот нейромедиатор, если животному причинить боль — например, ущипнуть крысу за хвост. Но каков биологический смысл этого явления, ясно не было.

Поэтому авторы статьи определили, как меняется интенсивность выделения дофамина клетками прилежащего ядра в ответ на слабые и болезненные прикосновения к хвосту крысы, произведенные с разной силой и частотой. В одном случае крысу один раз больно щипали за хвост, в другом — только трогали его (это не должно было вызывать боли), в третьем — сначала трогали, потом щипали. Воздействие могли повторить несколько раз в течение трех минут. Но на всем протяжении эксперимента животные находились под общим наркозом. Это было сделано затем, чтобы при проведении эксперимента третьего типа животное не ассоциировало слабое прикосновение с последующим болезненным. Кроме того, в ряде случаев непосредственно перед щипками крысам вводили этиловый спирт в дозе, которая должна вызывать обезболивание.

Измерения концентрации дофамина в прилежащем ядре во время таких воздействий на хвост крысы показали, что заметные количества дофамина выделяются в ответ на болевые стимулы, несмотря на то что животное их, по сути, не чувствует. Если ущипнуть животное за хвост несколько раз, дофамина в прилежащем ядре образуется больше. Но его количество невелико, если предварительно ввести дозу этанола, достаточную для анестезии.

Из таких результатов авторы статьи сделали вывод, что дофамин, выделяемый клетками прилежащего ядра сразу после болевого стимула, действительно служит эндогенным (природным, естественным) анестетиком, снижая интенсивность боли. В случае, когда в организме уже находится значительное количество этанола, дофамин оказывается не так сильно нужен и, видимо, поэтому выделяется в меньших количествах.