Биологи из МГУ предложили создать заповедники для кротов и летучих мышей

Пока редкие виды этих млекопитающих не встречаются ни в одном из заповедников России.

Зоологи биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова составили список редких видов млекопитающих, обитающих в пустынях и степях России, но не встречающихся ни на одной особо охраняемой природной территории (ООПТ) страны. Этот список позволил выявить предпочтительные места для создания новых заповедников и национальных парков, способных помочь в поддержании и увеличении поголовья малочисленных зверей. Научная статья опубликована журналом «Аридные экосистемы» на русском и английском языках. Работа поддержана грантом Российского научного фонда.

Авторы статьи сосредоточились на наземных млекопитающих, населяющих в России аридные и семиаридные биомы, то есть местности с жарким летом, холодной зимой, малым количеством осадков и большими суточными перепадами температур. Говоря проще, их интересовали в первую очередь обитатели степей, полупустынь и пустынь. Биологи определили, какое число видов млекопитающих, соответствующих указанным критериям, относится к категориям 1—4 Красной книги РФ. Первая категория включает в себя организмы, находящиеся под угрозой исчезновения, вторая — тех, чья численность сокращается, третья — редкие виды, четвертая — виды, численность которых неизвестна. Границы ареалов этих видов нанесли на карту России, где были отмечены территории различных биомов и расположение ООПТ.

Исследователи выявили, что всего в РФ на территориях с аридным и семиаридным климатом обитает 32 редких вида млекопитающих. Картография показала, что шесть из них не водятся ни на одной из особо охраняемых природных территорий страны. Это амурский степной хорь (Mustela eversmanni amurensis, отряд хищные), маньчжурский цокор (Myospalax psilurus espilanus, отряд грызуны), обыкновенный длиннокрыл (Miniopterus schreibersii, отряд рукокрылые), трехцветная ночница (Myotis emarginatus, отряд рукокрылые), подковонос Мегели (Rhinolophus mehelyi, отряд рукокрылые) и японская могера (Mogera wogura, отряд насекомоядные).

Таким образом, среди редких, но на практике не охраняемых видов млекопитающих степей, полупустынь и пустынь России преобладают представители отряда рукокрылых, то есть летучие мыши. Также должную защиту не получают родственницы кротов могеры, представители семейства куньих (амурский степной хорь) и степной роющий грызун (маньчжурский цокор). Все они, кроме японской могеры и обыкновенного длиннокрыла, относятся к категории 2, то есть численность представителей данных видов сокращается. Длиннокрыл находится под угрозой исчезновения (категория 1), могера — редкий вид (категория 3).

Для защиты всех указанных зверей авторы исследования предлагают создать на соответствующих территориях ООПТ. Биологи не указывают конкретных координат для предполагаемых природных резерватов, однако по ареалам упомянутых краснокнижных видов их можно примерно определить. Так, для охраны маньчжурского цокора подошли бы территории в пределах Уссурийского, Октябрьского, Пограничного и Ханкайского районов Приморского края. Подобные предположения можно сделать и для пяти других видов.

Изображение японской, малой могеры (Mogera wogura) взято с сайта Savageworld.

Пермский аспирант сделал 3D-принтеры быстрее и «металличнее»

За счет нового модуля 3D-принтеры смогут выдерживать высокие температуры, а значит, быстрее печатать и использовать легкоплавкие металлы.

Группа разработчиков во главе с аспирантом Пермского национального исследовательского политехнического университета Евгением Матвеевым разработала модуль для печати (экструдер) для 3D-принтера. Новинка позволит заметно быстрее распечатывать нужные предметы, а также существенно расширит возможности использования для печати металлов, термостойких композитов и пластиков. Об этом сообщается в поступившем в редакцию пресс-релизе.

Новый 3D-принтер получил обозначение FDM ver. 2.0. Согласно разработчикам, с обновленным экструдером он сможет печатать не просто в несколько раз быстрее и при этом точнее, но и будет работать с материалами, имеющими температуру плавления свыше 1000 градусов по Цельсию. Типовые коммерческие 3D-принтеры сегодня годятся только до рабочих температур в 200—300 градусов. Использование в экструдере высокопрочных и жаростойких сплавов вместо обычных латуни и бронзы позволит поднять пропускную способность устройства до 800—1000 миллиметров в секунду. Типовой коммерческий аналог, как правило, ограничен 200—300 миллиметрами в секунду.

Особо подчеркивается, что экструдер является фактически универсальным. Его можно установить на 3D-принтер стороннего производителя, тем самым заметно подняв его рабочие температуры и скорость печати. В настоящий момент, после получения рабочего прототипа, пермские инженеры планируют создать первую партию экструдеров, открыть предзаказ на них и вступить в кооперацию с производителем композитов.

В начале марта 2018 года проект стал победителем трека TechNet акселератора GenerationS от РВК, где выиграл 500 тысяч рублей и был приглашен на финал акселератора. Авторы разработки отмечают, что на рынке есть специализированные и дорогие продукты с подходящими параметрами. Например, Dynoma 3D и I3D могут печатать так же быстро, как и новый принтер пермяков. Принтеры Markforged и Anisoprint способны работать с металлами. Однако редко кто сочетает обе возможности в одной установке. [ ... ]

Российские ученые измерили вторичную радиацию на МКС

Как оказалась, в ряде случаев она дает до трети всей радиационной нагрузки, получаемой космонавтами на борту станции.

Международная группа ученых во главе с К.О. Иноземцевым из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» выяснила, каков уровень вторичной радиации на МКС и каков ее вклад в общую радиационную нагрузку космонавтов на орбите. Эта работа может иметь заметное значение для понимания того, каким будет воздействие космической среды на людей при полетах к Луне и Марсу. Соответствующая статья опубликована в Radiation Protection Dosimetry.

Для относительно безопасных дальних космических полетов требуется понимать, каким будет ионизирующее излучение, которому космонавты подвергнутся вне атмосферы Земли. Радиационный фон на МКС складывается из космических лучей галактического происхождения, а также протонов, альфа- и иных частиц, идущих от Солнца. Однако есть и третий компонент — вторичная радиация. Она появляется при взаимодействии космических лучей и солнечного ветра с материалами обшивки модулей МКС и радиационной защиты. Когда частицы большой энергии сталкиваются с атомом тяжелого элемента, например свинца, из которого часто делают биозащиту от радиации на Земле, они могут выбить из него «осколки» — вторичные частицы с большой собственной энергией.

Такая вторичная радиация может быть полностью остановлена только при очень значительном слое свинца. Однако вывезти его в космос очень дорого. Поэтому на практике в качестве радиационной защиты на МКС используют либо алюминиевые обшивки, либо тонкие вставки из полиэтилена или кевлара. В них содержатся намного более легкие атомы (скажем, водорода), которые при столкновении с космическими лучами дают меньше вторичной радиации. Впрочем, понять, насколько именно меньше и какое сочетание защиты (или ее отсутствия) дает наименьшее значение вторичной радиации, очень сложно. Чтобы получить достоверные данные на этот счет, нужны специальные исследования.

Авторы новой работы использовали для этого детекторы разных типов. Для отслеживания крупных частиц-«осколков» применялись пластины полимера CR-39, для нейтронов — термолюминесцентные дозиметры (сходные по принципу работы применяются работниками российских АЭС) на базе лития-6 и лития-7. Кроме того, использовались пассивные детекторы частиц на основе фторида лития, магния и титана (материал ДТГ-4 от Росатома). [ ... ]

Жизнь бактерий на Северном полюсе не менялась с 2007 года

Число микроорганизмов в арктических льдах и процент зараженных вирусами микробов не изменились, несмотря на глобальное потепление.

Сотрудники Института океанологии им. П.П. Ширшова, Института внутренних вод им. И.Д. Папанина и Института физики атмосферы им. А.М. Обухова исследовали образцы многолетнего льда, собранные вблизи Северного полюса, на содержание в них бактерий и поражающих их вирусов. Выяснилось, что с 2007 по 2015 год значимых изменений в бактериальном сообществе арктических многолетних льдов не произошло. Эта информация поможет установить, как глобальное потепление, ярко проявляющееся в высоких широтах Северного полушария, влияет на экологические сообщества Северного Ледовитого океана. Препринт научной статьи опубликован на сайте журнала PeerJ.

Образцы многолетнего льда собирали в ходе трех экспедиций научно-исследовательских судов к Северному полюсу — в апреле и августе 2007-го и апреле 2015-го. В каждой точке бурения лед поднимали с трех различных зон — верхней (3—7 см ниже поверхности льда), промежуточной (80—90 см от поверхности) и глубинной (162—166 см ниже поверхности). Там же брали и пробы подледной воды. Образцы разделяли на несколько частей длиной 15—20 см, помещали каждый в стерильную герметичную емкость и доставляли в Москву. Там им давали растаять в темноте при температуре от одного до четырех градусов по Цельсию.

В полученную воду добавляли формальдегид, чтобы убить и зафиксировать в одном состоянии содержащиеся там бактериальные клетки и вирусы. Часть этих образцов изучали с помощью электронного микроскопа, чтобы установить количество вирусов и понять, прикреплены ли они к клеткам бактерий, находятся внутри них или же свободно плавают. В другие пробы помимо формальдегида добавляли флуоресцентный краситель, позволявший установить число микроорганизмов в единице объема (для этого нужно было использовать флуоресцентный микроскоп).

Подсчет бактерий выявил, что в 2007 году больше всего их содержалось в глубоких слоях многолетнего льда — от 70 до 100 тысяч клеток на миллилитр. До 93 процентов клеток имели шарообразную (коккоидную) форму. Также много (в отдельных образцах до 50 процентов) клеток бактерий были палочковидными (т.е. бациллами). Содержание палочковидных микроорганизмов увеличивалось по мере приближения к поверхности. В 2015 году количество бактерий в толще многолетних льдов было несколько выше, хотя их биомасса осталось той же. По-прежнему преобладали коккоидные клетки, а на втором месте по встречаемости стояли бациллы. [ ... ]