Ученые из Новосибирска показали «алкотестер для рака»

Прибор для обнаружения в выдыхаемом человеком воздухе веществ, указывающих на возможное появление рака, разработали специалисты новосибирского Института физики полупроводников.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя лаборатории физических основ материаловедения кремния ИФП Владимира Попова, онкомаркеры — вещества, появляющиеся при развитии опухоли, «можно регистрировать в выдохе, как в алкотестере. Прибор покажет, что вы выдыхаете, и таким образом можно диагностировать рак легких». При этом технология, о которой говорит исследователь, допускает анализ не только воздуха, но и биологических жидкостей.

С технической точки зрения диагностическая система представляет собой кремниевый чип с транзисторами, сформированными на основе нанопроволок с добавлением антител к интересующему ученых или врачей веществу. Нанопроволочные транзисторы размещены в специальных микроячейках, куда поступает анализируемая жидкость или газ. Если в среде оказываются искомые молекулы, то они связываются с антителами — транзисторы срабатывают, и чип выдает сигнал.

Работа над проектом по созданию высокочувствительных биочипов велась с 2005 года совместно с учеными из Института биомедицинской химии, и ее результаты были представлены, в частности, на страницах журнала LabChip в конце 2012 года, а на методику изготовления нанопроволочных транзисторов исследователи получили патент. Кроме биочипов сотрудники лаборатории физических основ материаловедения кремния занимаются поиском новых материалов и структур для компьютерной памяти.