Текст уведомления здесь

Беспилотный автомобиль «Яндекса» совершил самый дальний автопробег

Машина, оснащенная набором камер, радаром и лидаром, является наиболее продвинутым образцом беспилотников в нашей стране.
Добавить в закладки
Комментарии

Автономный автомобиль «Яндекс.Такси» преодолел 789 километров по трассе Москва — Казань, при этом 99 процентов маршрута он прошел без вмешательства водителя-человека. Об автопробеге сообщается в видеоматериале «Яндекса». И хотя это заметное достижение, российские разработчики беспилотных автомобилей заметно отстают от своих коллег из США.

В ролике сообщается, что пробег проходил как в дневное время, так и ночью. Часть маршрута автомобиль преодолел во время дождя. Вмешательство человека потребовалось лишь на нескольких километрах пробега из почти восьми сотен, что можно рассматривать как очень хороший результат.

В то же время из ролика видно, что тестирование проходило в сравнительно щадящих для роботизированного автомобиля условиях. Там, где трасса имела больше одной полосы в одну сторону, машина ехала по правой крайней полосе. Это минимизирует ряд сложностей для автопилота и формально даже соответствует действующим в России правилам, по которым на трассе нельзя постоянно двигаться в левой полосе (лишь для обгона).

Однако на практике российские водители легковых автомашин так не ездят, поскольку правая полоса на трассе обычно занята медленно идущими фурами, из-за чего для движения с максимальной разрешенной скоростью водителям приходится основную часть времени проводить в левой полосе. То есть в приближенном к реальности тесте беспилотному автомобилю требовалось бы больше двигаться по другой полосе, а также систематически совершать перестроения и обгоны. Это наиболее сложная часть управления машиной в условиях трассы. Отказ от обгонов в автопилотном режиме привел к довольно неспешному движению: средняя скорость пробега была около 70 километров в час.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» выполнен на базе Toyota Prius (ранее на ней же испытывались ранние беспилотные решения Google/Waymo). Он оснащен набором камер, работающих в видимом диапазоне, радаром и лидаром (лазерным аналогом радара, работающим в длинноволновом диапазоне — луч лазера невидим для глаза). Все это также делает его похожим на линию развития беспилотников от Google/Waymo, где главным средством ориентации машины в пространстве является лидар. Последний в отличие от радара дает гораздо более высокое разрешение.

В то же время далеко не все разработчики беспилотных авто считают лидар необходимым. Слабость этой системы в том, что уже при дожде средней силы и в тумане инфракрасное излучение от лазера начинает эффективно поглощаться капельками воды в воздухе. Тогда автомобиль вынужден полагаться лишь на камеры и радар. Фактически беспилотные авто с лидаром вынуждены уметь ездить как с лидаром, так и без него, либо они не смогут безопасно двигаться в серьезные дождь и туман. По этим причинам Илон Маск, глава Tesla, неоднократно называл лидар «костылем». Миллиардер считает, что на будущих беспилотных авто для него не будет места.

«Яндекс» предпринимает самые серьезные в России усилия по развитию беспилотных авто, однако сомнительно, что ему удастся создать конкурентоспособные системы такого рода для массового рынка. Причины этого не только в том, что лидары очень дороги (от десятка тысяч долларов, что в российских условиях равно стоимости нового автомобиля), а покупательная способность граждан нашей страны невелика. Не меньшее значение имеют и технические ограничения.

Дело в том, что главным в развитии программного обеспечения для беспилотников сегодня является машинное обучение и нейросети. Такой софт не столько программируется заранее, сколько «самообучается» на успешных образцах требуемых действий. Эффективность обучения критически зависит от размеров обучающей выборки: если она мала, то «научиться» водить хорошо беспилотник не сможет. Google/Waymo имеет огромные средства для тестового вождения на своих машинах и уже собрал большую обучающую выборку.

Еще проще это для Tesla: сотни тысяч ее машин ежедневно собирают и отсылают компании данные о вождении сотен тысяч живых водителей. «Яндекс» не может вложить столько же средств в программу испытаний, как много более богатые Google/Waymo. Не имеет он и своего собственного многочисленного и быстро растущего автопарка, как Tesla. Это означает, что «умение водить» у беспилотников «Яндекса» будет расти заметно медленнее, чем у западных конкурентов.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы