Все новости

Беспахотное земледелие оказалось находкой для Сибири

Оно позволяет уменьшить эрозию почв, а также почти вдвое снизить затраты на выращивание сельхозкультур.

Ученые из научно-исследовательского института сельского хозяйства Красноярского научного центра СО РАН предложили внедрить ресурсосберегающие методы нулевой обработки почвы вместо традиционных, пахотных технологий возделывания зерновых культур. Они позволят получить высокий урожай при наибольшей рентабельности и минимуме отрицательных воздействий на окружающую среду. Технологии являются особенно актуальными для Сибири с ее коротким летом, сообщает «Наука Сибири».

Обработка почвы — наиболее энергоемкий и затратный процесс в сельском хозяйстве. На него уходит не только много топлива, но и значительная часть износа техники, а также труда управляющих ею людей. Снизить расходы и повысить эффективность труда можно с помощью ресурсосберегающих технологий, основанных на минимальной обработке почвы или так называемом прямом посеве. Суть его в том, чтобы избегать пахоты — в особенности, с переворачиванием почвы, а вносить семена в нее с минимальным заглублением. Такие подходы использовались в разных странах мира, но для каждого конкретного региона их применимость и экономическая эффективность требуют отдельной оценки.

Красноярские ученые обнаружили, что в условиях лесостепной зоны юга Сибири культуры, выращенные беспахотным методом, по урожайности ничуть не уступают возделываемым на пахоте. А вот расходы на их выращивание при этом упали почти на 50 процентов. Понятно, что те же результаты при почти вдвое сниженных производственных затратах способны заметно увеличить прибыль и рентабельность сельскохозяйственных производств.

Сами опыты по беспахотному земледелию были выполнены на опытных полях хозяйства «Минино», находящегося в четырех километрах от Красноярска. Там ученые сравнили три системы основной обработки почвы. Традиционная методика включала зяблевую осеннюю вспашку на глубину более 20 сантиметров и предпосевную глубокую культивацию почвы весной. Минимальная технология заключалась в осеннем дисковании (обработки дисковой бороной, без переворачивания почвенного слоя) почвы на глубину 10 сантиметров. При этом посев производился весной без дополнительной обработки почвы. При нулевой обработке механическое воздействие не применялось вовсе.

Следует отметить, что для посева по беспахотной технологии пришлось решить ряд технических задач. Обильная мульча из соломы и растительных остатков на поверхности почвы препятствовала качественному посеву. Поэтому исследователи перешли на посев по стерне, с помощью усовершенствованной сеялки, которая способна размельчать остатки растений и прорезать почву на глубину до 5 сантиметров (больше при беспахотном земледелии не требуется). В итоге наибольшая урожайность была получена при минимальной технологии возделывания, а вовсе не при традиционной глубокой вспашке. В то же время полностью беспахотная технология дала урожайность хотя и чуть меньше, чем при минимальной обработке, но вполне сравнимую с ней.

Для лесостепной зоны смысл минимальной обработки и полностью беспахотного земледелия состоит не только в снижении производственных затрат. Важно и то, что такие технологии снижают эрозию почвы — ее выдувание ветрами. Они подразумевают, что растительные остатки сохранятся на поверхности поля, а такая стерня затрудняет сдувание плодородного слоя почвы ветрами и его смыв дождями.

Технология беспахотного земледелия появилась впервые в России в XIX веке. Первым практиком и теоретиком в этой области был И.Е. Овсинский, внедрявший технологию начиная с 1871 года. Однако в нашей стране она не пользовалась популярностью, зато получила широкое распространение на Западе, в особенности в Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Новой Зеландии и Австралии. В таких крупных сельхозэкспортерах, как Канада, Бразилия и Аргентина, без вспашки возделывается более половины всех земель.

В России до недавнего времени технология беспахотного земледелия практически не использовалась, по причине того что концепции И.Е. Овсинского после его смерти в нашей стране были прочно забыты, а западные практики того же рода не попадали в поле зрения как отечественных фермеров, так и большинства ученых, связанных с сельским хозяйством. Правда, одно крупное хозяйство, используя беспахотное земледелие (его руководитель случайно прочитал работы И.Е. Овсинского), добивалось рентабельности до 300 процентов. Но в силу отсутствия в России единого информационного пространства в данной сфере (собственно, аналогичная ситуация относится к большинству производящих отраслей нашей страны) их опыт оставался неизвестным и невостребованным.