Тюменские ученые нашли способ бесконтактного перемещения наночастиц

Ученые из научно-исследовательской лаборатории фотоники и микрофлюидики Тюменского государственного университета разработали метод, который позволяет бесконтактно манипулировать сотнями и тысячами частиц одновременно, перенося их в заданное место.

Наночастица— изолированный твердофазный объект, имеющий отчетливо выраженную границу с окружающей средой, размеры которого во всех трех измерениях составляют от 1 до 100 нанометров.

Лаборатория, которая занимается разработкой, специализируется в области микрофлюидики, то есть манипуляций микрообъемами жидкости с помощью лазерного излучения (дозирование, транспортировка, смешивание и сепарация микрокапель жидкости).

До недавнего времени ученым было достаточно последовательных манипуляций со штучными объектами, но взрывной рост применений микрофлюидики (управление жидкостями, которые геометрически ограничены небольшим, обычно субмиллиметровым, масштабом) диктует необходимость параллельного управления движением сотен и тысяч объектов для принципиального повышения скорости работы.

При этом на частицы не оказывается разрушающего воздействия, что позволяет управлять как неживыми, так и биологическими объектами.

Частицы, которыми необходимо манипулировать, помещаются в размещенный на подложке слой жидкости (вода с небольшой добавкой спирта). После чего на подложку фокусируют пучок света, который, взаимодействуя с жидкостью, приводит к изменению ее поверхностного натяжения.

В результате жидкость собирается в пятно света в виде маленькой капли, в объеме которой существует интенсивное конвективное течение. Смещение пучка света вдоль подложки вызывает перемещение капли, которая, в свою очередь, захватывает частицы вдоль траектории движения. Захваченные частицы удерживаются в капле за счет вихревого течения в ней и перемещаются вместе с каплей в нужное место подложки. Затем пучок света выключается, течение прекращается и частицы остаются в заданном месте подложки.

О разработке сообщает пресс-служба Тюменского государственного университета.

Ранее группа ученых из Сколтеха впервые смогла пронаблюдать процесс роста и разрушения нанокристаллов на атомарном уровне с помощью электронной микроскопии.