Ученые выяснили, как кустарник влияет на таяние вечной мерзлоты в тундре

Ученые обнаружили, что, если в тундре вырубать кустарник, оголенные участки постепенно превращаются в болота и, вместо того чтобы поглощать парниковый газ метан, сами становятся его источником. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Climate Change.

Потепление в арктической тундре идет почти в два раза быстрее среднего глобального уровня. В результате таяния вечной мерзлоты высвобождается органика, при разложении которой в атмосферу попадают парниковые газы, которые в свою очередь могут еще больше ускорять глобальное потепление.

В арктической тундре почва состоит из слоя вечной мерзлоты — грунта со льдом, который не тает никогда, — и так называемого активного слоя — мерзлоты, которая оттаивает летом и замерзает зимой. Моника Хейманс (Monique Heijmans) из университета Вагенингена (Нидерланды) и ее коллеги, в том числе Роман Петров и Трофим Максимов из Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, исследовали, как влияет на вечную мерзлоту кустарник, растущий в активном слое.

Исследования проводились на тундровой научной станции «Чокурдах» в Северо-Восточной Якутии. Для эксперимента было выбрано высохшее озеро с участками, поросшими карликовой березой, окруженными более низкой и болотистой почвой. В 2007 году ученые отметили пять пар круговых участков по 10 метров в диаметре. В каждой паре на одном из участков они вырубили кустарник, на другом — оставили.

За время эксперимента ученые наблюдали, как активный слой под лишенными кустарника участками увеличивался и они постепенно «тонули» в окружающей их болотистой почве, становясь источниками парниковых газов вместо того, чтобы поглощать их.

«Наши результаты показывают, что даже частичное нарушение растительного покрова может запустить цикл обратной связи, которая приведет к таянию вечной мерзлоты и переходу экосистемы от поглощения к выработке метана», — пишут авторы статьи.