«Кристаллизация» белого карлика в изображении художникаUniversity of Warwick/Mark Garlick

Свечение белых карликов поддерживают их остывающие ядра

Кристаллизация ядер продлевает этим звездам жизнь на 2 миллиарда лет

Астрофизики изучили снимки европейского космического телескопа «Гайя» и подтвердили, что ядра белых карликов состоят из кислорода и углерода, остывших и превратившихся в кристалл. Процесс кристаллизации позволяет дольше сохранить тепло и продлевает жизнь звезды.

Белый карлик — это класс звезд, которые когда-то были красными гигантами, но выгорели и сбросили свою оболочку. Термоядерные реакции в таких звездах больше не идут, а все тепло и свет, которые они излучают, — это «выработка» того, что было накоплено ими за прежнюю жизнь.

Предполагалось, что в ядре белых карликов находятся кислород и углерод в кристаллической форме. Это похоже на металлический водород, который, возможно, есть в недрах Юпитера — вещество под экстремально высоким давлением и при высокой температуре переходит в такое состояние, что все его атомы прижимаются очень близко друг к другу, полностью ионизируются, их электроны теряют связь с ядрами и образуют электронный газ. Такое состояние вещества называют вырожденным.

В зависимости от того, на какой стадии находится превращение ядра белого карлика в кристалл вырожденного вещества, зависит свет и цвет звезды. Ученые проанализировали данные о 15 000 белых карликов, снимки которых уже сделал телескоп «Гайя», распределили их по цвету и яркости и обратили внимание на то, что это распределение получилось неравномерным: слишком много белых карликов имели такие параметры светимости, которые должны соответствовать стадии фазового перехода, то есть самому процессу превращения ядра в кристалл.

По мнению ученых, многие белые карлики удерживают уровень своей светимости именно благодаря протекающему в их ядре процессу кристаллизации. Когда в веществе идет фазовый переход, происходит поглощение или выделение тепла. При отвердевании тепло выделяется, как например, при замерзании воды, переходящей из жидкой фазы в кристаллическую. Точно так же и ядро белых карликов, превращаясь в кристалл из кислорода и углерода, отдает последнее тепло, позволяя звезде светить на 2 миллиарда лет дольше.

Российские астрономы заявили о начале нового цикла солнечной активности

На Солнце появились области магнитного поля иной направленности.

Ученые из Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) зафиксировали на звезде области с магнитным полем иной направленности, отличающейся от той, которая была последние 11 лет. По мнению астрофизиков, это свидетельствует о приближении нового цикла солнечной активности. Об этом сообщает сайт лаборатории. [ ... ]

Рисунок квазара в представлении художникаESA/Hubble, NASA, M. Kornmesser

Астрономы нашли ярчайший квазар в молодой Вселенной

Он находится так далеко, что «Хаббл» смог увидеть этот безумно яркий объект только благодаря гравитационному линзированию

Астрономы обнаружили самый яркий квазар за всю историю наблюдений. При этом объект расположен столь далеко, что мы фактически видим совсем молодую Вселенную в возрасте менее миллиарда лет.

Сейчас Вселенной насчитывается около 13,7 миллиарда лет, из которых около 4 миллиардов приходится на время существования Земли. Самый первый миллиард лет после Большого взрыва отличался от нашего времени (так, первые звезды появились не ранее, чем за 180 миллионов лет до окончания этого миллиардолетия), и поэтому открытие, сделанное при помощи орбитального телескопа «Хаббл», буквально проливает свет на происхождение мира и формирование первых галактик.

Квазары представляют собой сверхмассивные черные дыры, которые активно поглощают вещество. Окружающая их материя перед падением закручивается в аккреционный диск, сильно сжимается и разогревается, превращаясь в раскаленную плазму. Плазменный диск, в свою очередь, создает сильные магнитные поля и выбрасывает часть вещества вдоль оси вращения, создавая так называемые джеты, потоки частиц, разогнанных до околосветовой скорости. Все процессы вблизи черной дыры сопровождаются выделением очень большой энергии, но квазар J043947.08+163415.7 стоит особняком. Его светимость достигает 11 триллионов солнечных и превышает светимость всего Млечного Пути в сотни раз.

Космическая обсерватория, несмотря на недавнюю поломку и появление в последние десятилетия больших наземных инструментов нового поколения, остается одним из самых чувствительных телескопов. Но расстояние в 13 миллиардов световых лет, как правило, не позволяет наблюдать даже столь яркие объекты. Несмотря на рекордную светимость, заметить квазар у исследователей получилось только благодаря удачному расположению на небе: между нами и J043947.08+163415.7 располагалась сравнительно небольшая и тусклая галактика, гравитационное поле которой сработало как увеличительное стекло. Это позволило усилить блеск квазара в 50 раз, и только с таким усилением он оказался доступен для наблюдений при помощи «Хаббла».

Изображение квазара крупным планом (оранжевое) и слабо светящаяся галактика (голубая), гравитационное поле которой позволило увидеть далекий объектNASA, ESA, X. Fan (University of Arizona)