Белок возрастом 54 миллиона лет доказал устойчивость подобных молекул

Исследователи из США, Швеции и Японии выделили пигментный и мышечный белки из останков детенышей морских черепах, живших 54 миллиона лет назад. Работа ученых подтверждает высокую устойчивость белковых молекул.

Морская черепаха Tasbacka danica жила в эпоху эоцена, которая началась 56 миллионов лет назад и закончилась почти 34 миллиона лет назад. В 2008 году хорошо сохранившиеся окаменелые останки детеныша T. danica длиной 74 мм обнаружили в геологическом образовании Фюр (Дания). Через несколько лет палеонтолог Йохан Линдгрен обнаружил в области плеча черепахи остатки мягких тканей.

Чтобы определить структурный и химический состав тканей, исследователи из лабораторий нескольких университетов изучили образцы самыми точными из существующих на сегодняшний день аналитическими методами: сканирующей электронной микроскопией с катодом с полевой эмиссией (FEG-SEM), просвечивающей электронной микроскопией (TEM), масс-спектрометрией вторичных ионов (ToF-SIMS) и некоторыми другими. Такое большое количество методов необходимо для однозначного отнесения обнаруженных макромолекул к организму черепахи, а не к бактериальным белкам.

Линдгрен провел масс-спектрометрический анализ образцов и обнаружил в них гем и эумеланин — компоненты крови и окрашивающего пигмента, а также выявил остатки белковых молекул, которые отнес к мышечным.

Также ученые с помощью гистохимического анализа подтвердили присутствие антител альфа- и бета-кератина, а также гемоглобина и мышечного белка тропомиозина. Электронная микроскопия подтвердила результаты исследователей.

«Наличие эукариотического меланина (пигмента) в меланосоме исключает загрязнение микробами, поскольку бактерии не могут образовывать эукариотический меланин или кератин», — пояснила соавтор работы Мэри Швейцер в пресс-релизе, выпущенном Университетом Северной Каролины. «Таким образом, мы подтвердили, что детеныши этих черепах имели темную защитную окраску, присущую современным морским черепахам».

Результаты исследования не только подтверждают высокую жизнеспособность белков, но и доказывают появление защитной окраски детенышей в процессе эволюции более 50 миллионов лет назад.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Исследователям из Университета Северной Каролины также принадлежит открытие самого древнего ископаемого белка — его нашли в останках брахилофозавра.

Цветы заманивают шмелей «синим гало»

Ботаники, физики и химики выяснили, что неровности на поверхности лепестков в наномасштабе рассеивают синий свет, делая цветы более заметными для опылителей.

Изучая лепестки разных видов цветковых растений, ученые обнаружили на поверхности многих из них рисунок из борозд и желобков. При этом нанорельеф имел весьма неупорядоченную структуру, и, как оказалось, дело не в том, что растения «не могут лучше». Напротив, именно его неупорядоченность дает интересный оптический эффект, который ученые назвали «синим гало». При перпендикулярном падении света неровная поверхность лепестков рассеивала коротковолновую составляющую спектра — от синего света до ультрафиолета, делая ее более заметной.

Авторы исследования предположили, что выбор диапазона связан с особенностями зрения опылителей: ранее было показано, что они предпочитают цветы синего и фиолетового оттенков. Возможно, при помощи синего гало растения научились использовать такое предпочтение.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые изготовили искусственные цветы черного цвета с гладкой и неровной поверхностью, в которые поместили горький раствор хинина и сладкий раствор сахарозы, соответственно. Затем исследователи предложили земляным шмелям Bombus terrestris выбирать между разными типами цветов. Оказалось, что насекомые действительно способны видеть синее гало: через 120 циклов шмели почти всегда выбирали цветы со сладкой начинкой, ориентируясь по синему отблеску.

Аналогичный результат давали искусственные цветы с регулярной структурой борозд на поверхности, однако обучение при этом происходило медленнее. Это указывает на то, что нерегулярность наноструктур на поверхности особенно важна для создания синего гало. [ ... ]

Масштабы голода на Земле растут из-за войн и изменения климата

Эксперты ООН впервые за 15 лет зафиксировали увеличение числа голодающих людей на планете. Военные столкновения, природные бедствия и их влияние на развитие конфликтов названы главными причинами распространения голода по всему миру.

С 1999-го по 2015 год благодаря программам помощи развивающимся странам число страдающих от голода людей удалось сократить почти вдвое. В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН приняла амбициозную программу «Цели устойчивого развития», предполагающую полную победу над голодом в мире к 2030 году. Однако опубликованный доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН показывает, что тенденция снижения числа голодающих прекратилась.

Согласно последним данным ООН, в 2016 году около 815 миллионов человек страдали от нехватки продовольствия. За год число голодающих увеличилось почти на 38 миллионов человек, что сравнимо с населением Кении или Польши.

Ситуация в области продовольственной безопасности заметно ухудшилась в Африке к югу от Сахары, в Юго-Восточной и Западной Азии, а также в Центральной Америке и Восточной Европе. В первую очередь усиление продовольственного кризиса вызвано нестабильной политической обстановкой и военными конфликтами. Подавляющее большинство голодающих — 489 миллионов человек — проживают в странах, затронутых войнами или политическими кризисами. Количество военных конфликтов выросло с 2010 года на 60%, и такой значительный прирост вызван в основном возникающими по всему миру гражданскими войнами, а не межгосударственными столкновениями.

Беженцы и внутренне перемещенные лица относятся к наиболее уязвимой категории людей с высоким риском голода и недоедания. Число таких людей к 2016 году возросло до 64 миллионов, каждый 113-й человек на планете — беженец. В результате одного военного конфликта в Сирии покинуть свои дома пришлось почти 11 миллионам человек. По прогнозам ООН, военные конфликты в будущем году могут вызвать голод в Сомали, Нигерии, Йемене. [ ... ]

Ревность доставляет обезьянам боль

Ученые из США посмотрели, что происходит в мозге у самцов обезьян, когда те ревнуют, и пришли к выводу, что ревность делает пары прочнее, доставляя обезьянам боль и провоцируя у них стресс.

Ученые Калифорнийского университета в Дейвисе исследовали механизмы, которые могут помогать моногамным приматам поддерживать отношения в паре долгое время, обеспечивая им прочность. Один из таких механизмов — ревность, из-за которой партнеры проявляют агрессию к особям обоих полов, сохраняя таким образом пару. Ученые решили спровоцировать одного из членов пары на ревность, чтобы посмотреть, как его мозг реагирует на угрозу разрушения пары.

Исследовать ревность на людях сложно, так как, по словам исследователей, трудно вызвать ревность в лаборатории. Ученые провели эксперимент на медных прыгунах, моногамных обезьянах Нового света. Они взяли восемь самцов, у которых была пара, и каждого из них посадили на полчаса в клетку, по соседству с которой находилась другая клетка. В ней сидела их самка вместе с каким-то незнакомым самцом. Контрольная же группа самцов смотрела на то, как общаются просто две незнакомых им обезьяны.

После этого ученые просканировали мозг подопытных с помощью позитронно-эмиссионной томографии и увидели, что у самцов, на глазах которых их самки общались с незнакомцами, активировались два центра в мозге — передняя поясная извилина и боковая перегородка мозга. Боковая перегородка (lateral septum) — это область, которая, как показали предыдущие исследования, отвечает за формирование пар у приматов. Передняя поясная извилина отвечает за восприятие боли, причем как физической, так и боли из-за социального отторжения. Кроме того, она связана с территориальным поведением.

Ученые замеряли и уровень гормонов и обнаружили, что у испытуемых повысился уровень тестостерона, который связан с агрессивным поведением, и кортизола — гормона стресса. [ ... ]