Астрономы обнаружили барьер, не пропускающий к Земле заряженные частицы

Астрономы обнаружили в 11 тысяч километров от Земли барьер, защищающий нашу планету от высокоэнергетических электронов. Статья с результатами исследований опубликована в журнале Nature.

Действие магнитного поля Земли формирует вокруг нашей планеты два постоянных радиационных пояса, или пояса Ван Аллена. В 2012 году NASA запустило два зонда, предназначенных для исследования поясов Ван Аллена. За два года своей работы зонды помогли обнаружить третий радиационный пояс, который периодически появляется и исчезает, а также уточнить представления о структуре двух постоянных поясов.

Во внутреннем поясе в основном встречаются высокоэнергетические протоны, а во внешнем — высокоэнергетические электроны, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света. Электроны меньшей энергии (менее 1 мегаэлектронвольт) встречаются в обоих поясах. Пояса разделяет область, свободная от заряженных частиц.

Проанализировав данные зондов NASA, Дэниел Бейкер (Daniel Baker) из университета штата Колорадо в Боулдере (США) и его коллеги обнаружили необычно резкую границу на внутренней стороне внешнего пояса, на высоте 11 тысяч километров над Землей. Ее не проходят высокоэнергетические электроны, которые могут выводить из строя электронику спутников и вредить здоровью космонавтов.

«Выглядит это так, как будто электроны останавливает стеклянная стена в космосе. Мы наблюдаем невидимый щит, блокирующий электроны, похожий на щиты, генерируемые силовыми полями в фильме Star Trek, которые защищали корабли от инопланетного оружия. Это весьма загадочный феномен», — сказал Бейкер, чьи слова приводятся на сайте университета штата Колорадо.

Бейкер и его коллеги проверили несколько возможных гипотез появления необычно резкой границы внешнего радиационного пояса, такие как действие магнитного поля Земли или длинных радиоволн. Однако в конечном счете они пришли к выводу, что высокоэнергетические электроны рассеивает плазмосфера. Поскольку высокоэнергетические электроны летят не прямо на Землю, а петляют вокруг нее, этого оказывается достаточно, чтобы предотвратить их попадание на Землю.