Балканский анклав ледниковых бабочек лежит на совести фермеров

В разобщении ареала степной чернушки оказался виновен человек, а не ледники.

Чешские зоологи совместно с исследователями из Германии и России оценили генофонды различных популяций бабочки степной чернушки (Proterebia afra). Они пришли к выводу, что балканские популяции этого вида не так давно постоянно взаимодействовали с бабочками из других частей ареала, а их изоляция произошла по вине человека. Научная статья опубликована в Biological Journal of the Linnean Society.

Степи — обширная природная зона Евразии, существовавшая и во время оледенения континента. Участки степей служили и служат рефугиумами — «убежищами» для видов, на большей части территории обитания которых установились неблагоприятные условия. Тем не менее палеогеография и палеоэкология степей исследована не слишком подробно в отношении таких распространенных беспозвоночных, как бабочки. До настоящего момента генофонд различных популяций в полной мере оценили только у степной бабочки бархатницы русской (Melanargia russiae). Авторы нового исследования взяли в качестве примера распространенную по всей Евразии бабочку из того же семейства бархатниц — чернушку степную (Proterebia afra), чей ареал помимо степей захватывает южные горы. Их целью было определить, насколько генетически далеки одни ее популяции от других и есть ли между ними обмен генами.

Сбор бабочек вели на Балканском полуострове (Греция и Хорватия), в России (Крым, Волгоградская и Саратовская области, Республика Дагестан), в Азербайджане, Иране (горные системы Копетдаг и Эльбурс (Alborz)), Турции, Грузии (Кахетия) и Армении. У всех них сравнивали последовательности нуклеотидов митохондриальной ДНК (а именно гена субъединицы 1 цитохромоксидазы С), ядерной ДНК (гена аргининкиназы) и маркеров по всему геному (полиморфизм длины амплифицированных фрагментов). По результатам сравнения авторы построили древа родства различных популяций чернушек и определили, как давно они были изолированы от других (если были) и с какими соседними популяциями наиболее активно обмениваются генами в настоящий момент.

Согласно молекулярным данным, изначальный ареал Proterebia afra приходится на территории севера нынешнего Ирана и южной части Кавказа. В его пределах популяции степных чернушек генетически четко отделены друг от друга. По мнению авторов, это связано с периодическими похолоданиями и потеплениями в этой области в эпоху плейстоцена. Поскольку бабочки обитали в горах, получалось так, что после очередного изменения климата одни популяции оставались на одной высоте, а другие смещались ниже или выше. Так возникала изоляция.

А балканские, в особенности греческие, группы бабочек предсказуемо оказались генетически непохожими на других. По всей видимости, они пережили циклы плейстоценовых оледенений в значительной степени изолированно. Тем не менее обмен генами с хорватскими и другими близкими популяциями постоянно шел вплоть до самого недавнего времени.

Авторы отмечают, что для степной бабочки важно, какие травянистые растения находятся на площади, где она обитает. Поддерживать видовой состав степной флоры позволяют крупные травоядные животные, и в плейстоцене их было множество даже в периоды похолоданий. А с того момента, как балканские степи стали активно распахивать люди, набор растений в них поменялся. Видимо, это и стало причиной изоляции греческих и хорватских степных чернушек: между ними и соседними черноморскими популяциями образовались большие территории без нужного бабочкам этого вида питания.

Божья коровка-арлекин (Harmonia axyridis)Фото: Ger Bosma Photos / Фотодом / Shutterstock

Арлекины двинулись на завоевание России

Судя по встречающимся на божьих коровках-арлекинах паразитам, эти энергичные выходцы с Востока на этот раз попали в нашу страну без всякой помощи биологов. Ранее все попытки заселить в Россию очищенных от паразитов арлекинов кончились полной неудачей, а вот «диким» — всё удается.

Российские ученые из Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН изучили паразитов опасного инвазивного вида божьих коровок-арлекинов, Harmonia axyridis. В результате удалось установить, что успешное вторжение Harmonia axyridis в Россию в 2010-х годах было не результатом специальных биологических мероприятий, а, напротив, стихийным процессом. Новые данные также указывают на потенциальную опасность паразитов арлекинов для местных российских видов божьих коровок, и cоответствующая статья опубликована в PLoS ONE.

Божья коровка-арлекин — необычный инвазивный вид желтоватой божьей коровки из Восточной Азии, в последние годы ставший источником беспокойства для сотен ученых по всему миру. Причина беспокойства — в невероятно быстром распространении этого вида и том, что он наносит серьезный удар по обычным  божьим коровкам: коровки-пришельцы не просто занимают жизненное пространство, но могут и просто поедать обычных. Кроме того, их отличает ряд черт поведения, делающий этих насекомых не самым приятным соседом людей. Арлекины роятся крупными группами, а осенью, с наступлением холодов, массово залетают в жилища человека, поскольку им там проще перезимовать (жилища теплее улицы). Если человек беспокоит такую божью коровку, она может его укусить, причем в ряде случаев укусы ведут к аллергической реакции.

Чтобы начать успешную борьбу, было бы желательно сперва установить, как именно новый вид попал в новые ареалы обитания — среди них с 2012 года и Россия. Впервые Harmonia axyridis были замечены в России близ города Сочи в 2012 году. Однако почему их вторжение в нашу страну удалось только в 2010-е годы и откуда именно они появились, оставалось до сих пор неясным. Дело в том, что вообще-то коровок-арлекинов завозили на Кавказ с 1927 года, и только в 1980-е там их выпускали сотнями тысяч (в СССР их специально завозили с Дальнего Востока как эффективных борцов с тлей). Однако все попытки преднамеренного внедрения были тщетны — арлекины не выживали, погибая зимой. В 2010-е годы все было наоборот: никаких достоверно известных случаев искусственного выпуска арлекинов не было. Однако после появления первых из них в 2012 году начался быстрой рост численности пришельцев. К 2018 году они распространились от Дагестана до Ставрополья и Краснодарского края.

Авторы новой работы попытались понять источник новой, загадочно успешной экспансии арлекинов. Для этого они изучили паразитов, встречающихся на божьих коровках-арлекинах в дикой природе (213 взрослых особей, собранных в Сочи в 2018 году) и в лабораториях, где их содержат. В итоге выяснилось, что лабораторные экземпляры паразитов практически вовсе не имеют (что и ожидалось). А вот «дикие» арлекины оказались носителями паразитов, которые специфичны именно для этого вида божьей коровки и до сих пор в России не отмечались. В частности, речь идет о грибке Hesperomyces virescens, которым было инфицировано 53 процента изученных «диких» арлекинов. [ ... ]

Пришелец с востока, уже захвативший Москву, может к 2022 году занять Белоруссию, Украину и Литву

А учитывая распространенность пенсильванских ясеней в городских зеленых насаждениях, остановить этого захватчика будет весьма непросто.

Исследователи из Института проблем экологии и эволюции РАН изучили темпы экспансии ясеневой изумрудной узкотелой златки, недавно завезенной в Москву из Восточной Азии, и оценили вероятность ее дальнейшего распространения на запад. Вероятность захвата златкой стран Европы уже в 2022 году ученые оценивают как крайне невысокую, а вот для граничащих с Россией регионов стран бывшего СССР: Литвы, Украины и Белоруссии — этот риск может достигать 40%. Соответствующая статья опубликована в Ecology&Evolution.

Жук Agrilus planipennis, или ясеневая изумрудная узкотелая златка, — вредитель из лесов Китая и Дальнего Востока России, где он добился лишь умеренных успехов, не представляя опасности для существования местных видов. Около 15 лет назад он при невыясненных обстоятельствах впервые оказался в Москве. В этом городе, как и в Центральной России в целом, в зеленых насаждениях широко применялся ясень пенсильванский — крупное дерево, устойчивое к выхлопным газам, дорожной соли и другим негативным факторам, типичным для крупных городов. Однако он оказался крайне уязвим для нового вредителя азиатского происхождения.

Авторы нового исследования обобщили имеющиеся данные относительно точек, где точно зарегистрировано наличие узкотелых златок, которых оказалось не так много. Основным центром их базирования продолжает оставаться Москва, и пока границы распространения вредителя ограничены с севера — Ярославлем, с юга — Воронежем, с востока — Мичуринском, а с запада — Тверью и Вязьмой. Тем не менее имеющиеся данные неполны, поэтому фактическая ситуация может быть чуть хуже. Основываясь на скорости распространения изумрудной узкотелой златки из Москвы в указанные города, исследователи смоделировали возможную скорость распространения вредителя дальше, в особенности на запад.

Карта распространения ясеневой изумрудной узкотелой златки по европейской части России. Города, уже «занятые» вредителем, обозначены красными точками. Изображение: Marina J. Orlova-Bienkowskaja, Andrzej O. Bienkowski / Ecology and Research / CC BY 4.0