Бактерии под Томском живут за счет производства уксусной кислоты

В западносибирских подземных водах, на глубине два километра, бактерии дышат или превращают диоксид углерода в уксусную кислоту.

Исследователи из Томского государственного университета, ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН и Университета Глазго определили видовой состав микроорганизмов, обитающих в горячих подземных водах недалеко от Томска. Среди живущих там бактерий обнаружились способные к аэробному и анаэробному дыханию, а также использующие экзотический метаболический путь Вуда — Льюнгдаля, в результате которого углекислый газ превращается в уксусную кислоту. Научная статья опубликована в журнале FEMS Microbiology Ecology.

Бактерии, как и другие безъядерные организмы, называемые археями, приспособились к самым разнообразным, даже мало пригодным для жизни условиям. Представители этой большой группы способны извлекать пользу из многих химических соединений, в том числе тех, которые у более высокоорганизованных существ служат отходами жизнедеятельности. В частности, так способны делать бактерии группы Chloroflexi — они используют углекислый газ, CO2.

Эти и подобные микроорганизмы авторы статьи два года подряд искали в воде, поднимаемой с глубины 2,6 км на одном из источников в Томской области. Исследователи провели метагеномное секвенирование 16S рибосомальной РНК бактерий из этой воды — определили последовательности нуклеотидов во всех молекулах этого типа, сохранившихся в образце. РНК с такой скоростью осаждения (16S, то есть 16 единиц Сведберга) присутствует только у безъядерных организмов, поэтому в метагеном не могли попасть РНК от простейших или других организмов с ядрами. Другой плюс метагеномики заключается в том, что она помогает выявлять наличие таких бактерий, которые не размножаются (не культивируются) в лабораторных условиях.

По составу 16S рибосомальной РНК ученые определили, что в воде, температура которой при извлечении составляла 45 градусов Цельсия, обитают минимум 25 весьма разнообразных микроорганизмов. Бактерии из групп Firmicutes и Deltaproteobacteria используют сульфаты (соли серной кислоты) для окисления водорода без доступа кислорода (сульфатредуцирующие).

Представители упомянутой выше группы Chloroflexi, а также Ignavibacteriae и Aminicenantes, чьи рибосомальные РНК нашли в подземной воде, не культивируются. Первые образуют уксусную кислоту и другие органические соединения на основе углекислого газа, при этом кислород им не нужен: в их клетках работает метаболический путь Вуда — Льюнгдаля.

Группы Ignavibacteriae и Aminicenantes пока не получили официальный статус в классификации бактерий, а только предлагаются к выделению. Судя по их 16S рибосомальной РНК, эти бактерии разлагают органические вещества с помощью ферментов, и в их клетках идут реакции «обычного» дыхания, как в наших митохондриях.

Кроме некультивируемых Ignavibacteriae и Aminicenantes томская подземная вода содержит еще представителей открытой совсем недавно группы Riflebacteria. Они, предположительно, разлагают углеводы под действием ферментов без доступа кислорода.